11.11.2017

Вы тут: Высокие технологии Наука Ученые поняли, как именно стареет мозг

Ученые поняли, как именно стареет мозг

Исследователи в Ньюкаслском университете раскрыли механизм старения нейронов, нервных клеток в мозге и других частях тела

Исследование, результаты которого изданы в сентябрьском номере Aging Cell, открывает новые аспекты понимания условий, при которых происходит старение нейронов, что, как известно, влияет на такие процессы, как приобретенное слабоумие и болезнь Паркинсона.

У процесса старения есть свои корни, находящиеся глубоко в клетках и молекулах, которые составляют наши тела. Эксперты ранее идентифицировали молекулярный путь старения как реакцию на повреждение клетки, когда клетка теряет способность разделяться. Это и есть старение клетки.

Однако у клеток, у которых нет способности разделяться, таких как нейроны в мозге и в других частях организма, процесс старения был непонятен. Недавно команда ученых из Ньюкаслского университета во главе с профессором Томасом фон Зглиницки доказала, что нейроны следуют тем же путем, что и остальные клетки.

Результаты исследования бросают вызов предыдущим предположениям о старении клетки и открывают новые области для изучения процесса в контексте условий лечения таких патологий, как слабоумие, болезнь двигательного нейрона или возрастная потеря слуха.

Профессор из Университета Ньюкасла Томас фон Зглиницки, который возглавлял исследование, сказал: «Мы хотим продолжить нашу работу – изучать пути в мозге человека. Это исследование предоставляет нам новое понимание того, как повреждение может распространиться от маленькой зоны первоначального поражения по всему мозгу».

Работая в университете со специальной колонией взрослых мышей, ученые обнаружили, что старение в нейронах следует таким же путем, как в фибробластах, клетках соединительной ткани организма, которые участвуют в процессе заживления ран путем секреции на коже.

Ответы поврежденной ДНК фактически перепрограммируют стареющие фибробласты, производя и выделяя большое количество опасных веществ, включая бескислородные радикалы или реактивные кислородные разновидности (ПЗУ) и провоспалительные сигнальные молекулы. Это делает стареющую клетку «гнилым яблоком в корзине», которое может повредить и испортить здоровые клетки по соседству. Однако до сих пор считалось, что стареющие клетки, которые не могут делиться – постмитотические, нераспространяющиеся клетки, как нейроны, – должны следовать абсолютно иному пути в своем старении.

Но сейчас новое исследование объясняет, что старение в нейронах происходит фактически по тем же правилам, что и в фибробластах.

Профессор фон Зглиницки, специалист в области клеточной геронтологии в Ньюкаслском университете, поясняет: «Мы должны будем теперь узнать, связаны ли те же механизмы, которые мы обнаружили в мозгах мыши, со старением мозга и потерей когнитивных способностей у людей. Возможно, открыли короткий путь к пониманию старения мозга».

Доктор философии Диана Джерк, принимавшая активное участие в исследовании в группе фон Зглиницки, находится в восторге: «Исследование было очень захватывающим! Видеть доказательства того, как процессы старения, о которых мы всегда думали как об абсолютно отдельных процессах, оказались идентичны. Внезапно такое несоизмеримое знание сложилось в единую концепцию и обрело смысл».

Исследование – это вклад ученых в инициативу по возрастным изменениям Университета Ньюкасла, которая обращает внимание на социальную проблему старения и ищет новые способы максимального использования обширных возможностей увеличения периода активной и здоровой жизни человека и долголетия в целом.

Команда планирует углубить и расширить исследование. Ученые убеждены, что после того как они раскроют механизм в мельчайших деталях, они смогут заняться поиском путей приостановления старения нейронов.