11.11.2017

Последнее обновление:03:42:40 PM GMT

Вы тут: Мудрость Мифы, легенды, сказания Библейские сказания

Библейские сказания

Библия - собрание священных книг иудаизма и христианства. Она состоит из двух частей - Ветхого и Нового Заветов Слово "завет" в Библии употребляется в значении "союз", "договор" "Библейская энциклопедия", составленная в 1891 году архимандритом Ни-кифором, так определяет это понятие. "Завет Ветхий и Новый - иначе сказать, древний союз Бога с человеками и новый союз Бога с человеками Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал людям Божественного Спасителя (..) и приготовлял их к принятию Его.

Новый же Завет состоял в том, что Бог действительно даровал людям Божественного Спасителя Единородного Сына Своего, Господа Иисуса Христа". Библейскими сказаниями обычно называют сказания Ветхого Завета, повествующие о событиях, происходивших до рождения Иисуса Христа Ветхий Завет складывался на протяжении длительного времени с XII по II век до н.э. Он состоит из тридцати девяти книг и включает в себя тексты самого разного характера: мифы древних иудеев и соседствующих с ними народов (финикийцев, вавилонян и др.), исторические предания, фрагменты хроник, законодательные предписания, религиозно-философские сочинения, ритуальные и народные песни. Известный русский философ С.Н. Булгаков писал: "Неисчерпаемость Библии коренится для нас одновременно и в божественном ее содержании, и в этой ее пестроте и многообразии".

СОТВОРЕНИЕ МИРА И ЧЕЛОВЕКА

Замечательный английский ученый ДжДж. Фрезер в своей книге "Фольклор в Ветхом Завете" писал: "Для внимательного читателя Библии едва ли останется незамеченным резкое противоречие между двумя рассказами о сотворении человека, которые изложены в первой и второй главах книги "Бытие".Один вариант рассказа - более поздний. Он был создан учеными жрецами в VI веке до н э. и носит весьма отвлеченный, умозрительный характер. В этом варианте Богтворит мир из ничего, одним своим словом."Вначале сотворил Бог небо и землю". Понятия "небо" и "земля", как считают толкователи Библии, в данном случае не следует воспринимать буквально. "Небом" здесь названы "силы небесные", то есть ангелы - светлые духи, исполняющие Божью волю "Ангел"-значит "вестник" А словом "земля" обозначено некое абстрактное пространство Эта "земля" была "безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою"Бог сказал: "Да будет свет" - и явился свет. Бог отделил его оттьмы и назвал свет днем, а тьму - ночью. 

"И был вечер, и было утро, день один".Во второй день Бог создал "твердь", которую назвал небом, то есть уже собственно небесный свод, "и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью". Так появились воды земные и воды небесные, проливающиеся на землю в виде осадковВ третий день Бог сказал "Да соберется вода, которая под небом, в одно место, идаявится суша". Сушу Он назвал землею, а "собрание вод" - морями. "И увидел Бог, что это хорошо".Затем Он сказал: "Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле".В четвертый день Бог создал солнце, луну и звезды "для освещения земли, и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов".В пятый день были созданы птицы, рыбы, пресмыкающиеся и животные. Бог благословил их и повелел им "плодиться и размножаться".В шестой день Бог сказал. "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему" -исотворилмужчинуиженщину Утверждение,чточеловекбыл создан по образу и подобию Божию, богословы толкуют не как наличие внешнего сходства, а как присутствие "образа Божия" в душе человека.Бог благословил первых людей и сказал им: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею".В седьмой день Бог "почил от всех дел Своих". Этотденьбыл назван "суббота", что значит "покой", иустанов-лен в качестве праздника - для отдыха и служения Богу.Другой вариант библейского рассказа о сотворении мира -более древний. Он уходит корнями в народные сказания и содержит больше ярких, конкретныхдеталей.В этом варианте Бог прежде всего создает небо и землю в прямом значении этих слов. Но на земле ничего неросло, поскольку ее не орошали дож- Сотворение миради и некому было ее обрабатывать. Гравюра А П Сапожникова. 

Тогда Бог создал человека, слепив его "из праха земного", то есть из глины, и "вдунул влицоего дыханье жизни, и стал человек душою живою". Имя первого человека было Адам, что по-древнееврейски значит "человек", но иногда это имя переводят как "слепленный из красной глины".В стране Эдем Бог насадил прекрасный сад (в русском переводе его называют "рай") и поселил там Адама, чтобы он возделывал и хранил его.Затем Бог сказал: "Не хорошо быть человеку одному. Сотворим ему помощника, соответствующего ему". Он создал зверей и птиц - и привел их к Адаму. Адам дал им всем имена. Но среди птиц и животных "для человека не нашлось помощника, подобного ему".Тогда Бог погрузил Адама в глубокий сон, и пока тот спал, вынул у него одно ребро - и сотворил из ребра женщину. Впоследствии она получила имя - Ева, но поначалу Адам назвал ее просто женою, сказав: "Вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей, она будет называться женою: ибо взята от мужа своего".Вариант рассказа о создании первых людей, в котором Адам был сотворен из глины, а Ева-из адамова ребра, как более красочный, получил большее распространение в искусстве (фрески Микельанджело, картина П. Веронезе и другие).
ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ

Первые люди жили в райском саду, в стране Эдем. В Библии говорится, что Эдем находится "на востоке" и через него протекает река, разделяющаяся затем на четыре реки, носящих название Фисон, Тихон, Тигр и Евфрат. Упоминание двух реально существующих рек (Тигр и Евфрат) и двух фантастических способствовало возникновению различных мнений относительно местоположения Эдема.Высказывались предположения, что он находится в Африке, другие предполагали, что в Сирии, в Месопотамии, на Кавказе или на острове Цейлон. "Но все это лишь догадки" - говорится в "Библейской энциклопедии". В народном сознании, как правило, Эдем не ассоциируется ни с какой реальной местностью, а представляется раем - небесной обителью Бога.Посреди Эдемского сада росло древо познания добра и зла, Бог сказал Адаму: "От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от древа познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь".Адам и его жена жили в Эдемском саду счастливо и безмятежно, не зная ни болезней, ни душевных страданий.

Злой дух позавидовал им и решил нарушить их блаженное существование. Он принял облик змея и, явившись перед женщиной, спросил: "Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?" Женщина ответила, что Бог разрешил есть плоды со всех деревьев, кроме древа познания добра и зла, иначе они с Адамом умрут.Коварный змей заверил ее, что плоды древа познания добра и зла вовсе не смертельны, и сказал: "Знает Бог, что вдень, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло".Женщина увидела, "что древо хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз ивожделенно, потому что даетзнание, и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел". В Библии не гоьорится, что за плоды росли на древе познания добра и зла, но по традиции считается, что это были яблоки.Так первые люди ослушались Бога и совершили так называемый "первородный грех", исказивший истинную, богоподобную природу человека. По христианскому учению, первородный грех тяготеет над всеми людьми, и освободиться от него можно, лишь приняв крещение.Вкусив запретного плода, Адам и его жена стали различать добро и зло.

До сих пор они ходили нагими, не задумываясь о том, хорошо это или плохо, но теперь поняли, что нехорошо, и сделали себе "опоясания" из листьев смоковницы.Вскоре Бог пришел погулять в Эдемском саду "во время прохлады дня". Адам и его жена, не желая попадаться ему на глаза, спрятались среди деревьев.Бог окликнул Адама: "Адам, где ты?"Адам ответил из-за деревьев: "Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому чтоя наг, и скрылся".Тогда Богспросил: "Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел литы сдрева, с которого Я запретил тебе есть?"Адам, вместо того чтобы покаяться, попытался переложить вину на жену: "Жена, которую Ты мне дал, она дала мнеот древа, ияел".Аженщина сказала: "Змей обольстил меня, и я ела".Бог разгневался и на змея, и на женщину, и на Адама - и назначил им всем суровое наказание: змею повелел отныне ползать на брюхе, женщине - в муках рожать детей и покоряться мужу, Адаму - в поте лица добывать свой хлеб.

Бог изгнал Адама и его жену из рая, а у врат Эдемского сада поставил на стражей Херувима с огненным мечом.Тогда-то и "нарек Адам имя жене своей - Ева ("жизнь"), ибо она стала матерью всехживущих".
КАИН И АВЕЛЬ

У Адама и Евы родилось двое сыновей. Старшего звали Каин, а младшего - Авель Каин вместе с отцом обрабатывал землю, Авель пас овец.Однажды братья принесли жертву Богу: Каин - "от плодов земли", Авель - лучшую овцу из своего стада. Но Каин приносил жертву без должного усердия и благочестия, поэтому "призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел".Каин "сильно огорчился", его охватили злость и зависть к брату. Бог предостерег Каина: "Если не делаешь доброго, то у дверей фех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним".

Однако Каин не внял предостережению: он позвал Авеля в поле и там убил его.Историки видят в трагическом конфликте Каина с Авелем отголосок борьбы между скотоводческими и земледельческими племенами. Причем в соответствии с исторической правдой агрессию проявляли кочевники-скотоводы, нападавшие на оседлых земледельцев. То, что в библейском сказании скотовод Авель является невинной жертвой земледельца Каина, свидетельствует о том, что сказание зародилось до того, как большинство людей перешло к оседлому земледелию.В христианской традиции Авель рассматривается как первый гонимый праведник и в какой-то степени как прообраз Иисуса Христа.Господь спросил Каина: "Где Авель, браттвой?"Каин дерзко ответил: "Незнаю. Разве я сторож брату моему?"Тогда сказал Господь во гневе: "Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет Мне от земли. И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего".

Бог осудил Каина быть "изгнанником и скитальцем на земле".Каин пошел "от лица Господня" и поселился в земле Нод. Там он женился и имел большое потомство. Потомки Каина, также как и он сам, отличались нечестивостью и злобным нравом.У Адама и Евы после смерти Авеля и изгнания Каина родился еще одни сын - Сиф. У Сифа также было много потомков, и все они были добры и благочестивы. (На ком были женаты Каин и Сиф - Библия умалчивает.)Человеческий век в то время был долог. Адам прожил 930 лет, один из его правнуков, Мафусаил, - 969 (отсюда пошло выражение "Мафусаилов век", то есть очень долгая жизнь).Со временем потомки Сифа вступили в общение с потомками Каина. В Библии есть неясная фраза: "Сыны Божий увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал". Некоторые богословы считают, что "сынами Божьими" названы потомки благочестивого Сифа, в которых преобладало чистое, Божеское начало, а "дочери человеческие" происходили из рода грешного человека Каина. Но существует также мнение, что "сыны Божьи" - это падшие ангелы, ставшие бесами, и таким образом греховная человеческая природа объединилась с бесовской сущностью.

От этих союзов народилось последующее поколение людей, исполненное греховности и злобы."И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их было зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце своем".Жертвоприношение Авеля.Изображение на южных воротахРождественского собора в Суздале. XIIIв.
НОЕВ КОВЧЕГ

Раскаявшись в том, что сотворил людей, Бог решил их уничтожить, для чего наслал на землю Всемирный потоп.Но среди всеобщей греховности и нечестивости один человек, по имени Ной, оставался "праведным и непорочным", а потому "обрел благодать перед очами Господа".Господь предупредил Ноя о фядущем потопе и научил его, как избежать всеобщей участи. Богсказал Ною: "Сделай ковчег из дерева гофер (смолистое дерево из породы хвойных); отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега тристалоктей, ширина его пятьдесят локтей, авысота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге (...) идверьв ковчег сделай сбоку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье". Бог повелел Ною взять в ковчег свою жену и сыновей с их женами, а также по паре всех животных, птиц и прочих тварей и еще - большой запас пищи.Ной исполнил все, что было ему приказано. Семь дней спустя "воды потопа пришли на землю, (...) разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились". Вода поднялась, скрыв вершины самыхвысоких гор, "и лиши-ласьжизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. (...) Остался только Ной и что было с ним в ковчеге".

Дождь лил сорок дней и сорок ночей. Затем Бог "навел ветер на землю, и воды остановились". Сто пятьдесят суток стояла на земле вода, а потом начала убывать. Показались горные вершины, и Ноев ковчег оказался на горах Араратских. Вода убывала на протяжении нескольких месяцев. Ной, желая узнать, "убыла ли вода с земли", открыл окно ковчега и выпустил сначала ворона, а потом голубя. Но обе птицы вернулись в ковчег, не найдя "места покоя для ног своих". Семь дней спустя Ной снова выпустил голубя. Голубь опять вернулся, но в клюве он нес свежий масличный лист, это означало, что где-то появилась суша. Через неделю Ной еще раз выпустил голубя - и тот уже не вернулся."И открыл Ной кровлю ковчега, и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли".Ктому времени с начала потопа прошел ровно год.Ной вышел из ковчега и вывел всех, кто был с ним. Прежде всего, он воздвиг алтарь и принес жертву Богу.И Бог сказал:"Не буду больше проклинать землю за человека (...) и не буду больше поражать всего живущего, какЯ сделал. Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся". Бог благословил Ноя и его сыновей как прародителей нового человечества и повелел им: "Плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней".В знак своего благоволения к людям Бог установил между небом и землей семицветную радугу, сказав: "И будетрадуга Моя в облаке, и Я увижу ее и вспомню завет вечный между Богом и между землею, и между всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле".Историчность сказания о потопе не подлежит сомнению, но предположения о масштабах катастрофы весьма различны. Ученые-материалисты считают, что наводнение происходило на ограниченной, хотя и достаточно обширной территории. В Месопотамии -долине между реками Тигр и Евфрат - археологи обнаружили следы поселений, занесенные трехметровым слоем ила. Расчеты показали, что для того, чтобы нанести такой слой ила, вода должна была подняться на высоту почти восьми метров и покрыть всю Месопотамию. Местным жителям такая катастрофа, конечно же, представлялась всемирной.Ученые-богословыутверждают, что потоп, как и сказано в Библии, распространился на весь мир.

В качестве подтверждения своего мнения они приводят случаи необъяснимых иначе нахо-докморскихраковин на горных верши-Нойвыпускаетголубяизковчега. нах> а также следов растений, произра-Мозаика концаXII- началаХШв. ставших в Индии и Южной Америке, Венеция. Собор Сан-Марко на камнях Германии, остовов слона иносорога - в Сибири. В XIX веке один из церковных иерархов писал: "Подобные следы потопа видимы во многих местах к изумлению неверующих".Сказание о потопе встречается в мифах народов всего мира, но наиболее ранний вариант возник в Месопотамии.Ной и его сыновья начали обустраивать землю. По традиции Ною приписывается изобретение земледельческих орудий - серпа и плуга, а также освоение виноградорства и виноделия.Однажды Ной, перепив вина, голый спал в своем шатре. Один из его сыновей, по имени Хам, увидев отца в столь непотребном виде, стал смеяться над ним, но двое других сыновей, Сим и Иафет, осудили неуместную веселость брата, взяли одежду и "пошли задом, и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видели наготы отца своего".Проспавшись, Ной узнал о поведении своих сыновей - и благословил Сима и Иафета, а Хама проклял, сказав, что его потомки будут рабами потомков его братьев.

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ

Потомки Ноя составляли один народ и говорили на одном языке. Они населяли долину Сеннаар в бассейне рек Тигр и Евфрат."И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя".Люди наделали множество кирпичей из обожженной глины и принялись за строительство.Но Господь счел их намерение гордыней и сделал так, что они начали говорить на разных языках и перестали понимать друг друга.Город и башня остались недостроенными, а потомки Ноя расселились по разным землям, образовав разные народы.Потомки Иафета пошли на север и населили Европу, потомки Сима остались в Юго-Западной Азии, потомки Хама направились к югу и поселились в южной части Азии и в Африке, а потомки его сына Ханаана заселили Палестину, отчего она получила название земли Ханаанской.Недостроенный город был назван Вавилоном, что, какутверждает Библия, означает "смешение": "ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле".

Историческая основа библейского сказания о Вавилонской башне в настоящее время не подвергается сомнению. Известно, что во многих городах на побережьях Тигра и Евфрата возводились величественные башни, имевшие культовое значение. Такие башни состояли из нескольких сужающихся кверху ступенчатых ярусов. На плоской верхушке находилось святилище, посвященное какому-либо божеству. Наверх вела каменная лестница, по которой во время богослужения под музыку и песнопения поднималась процессия жрецов.Наиболее крупная из таких башен была построена в городе Вавилоне. Археологи откопали ее фундамент и нижнюю часть стен. Кроме того, сохранились ее описания на клинописных табличках и даже графическое изображение. Вавилонская башня состояла из семи ярусов, ее высота равнялась девяноста метрам.Исторически объяснима и связь Вавилонской башни с рассказом о "смешении языков".В VII веке до н.э. вавилонский царь Набопалассар произвел реставрацию древней башни. В память об этих работах он приказал выбить на стене башни такую надпись: "Людей многих национальностей я заставил работать над восстановлением этой башни".Однако библейское толкование названия "Вавилон" многие исследователи считают ошибочным.

На вавилонском языке "Вавилон" означает "врата Божьи", илишь случайно это название оказалось созвучным древнееврейскому слову, означающему "смешение".Вавилонская башня (столп) считается олицетворением гордыни, а ее строительство -столпотворение - символом многолюдия и хаоса.

АВРААМ

Авраам, потомок Сима, был одним из библейских патриархов, родоначальником еврейского и арабского народов.После того как произошло смешение языков и люди расселились по разным странам, вера в единого Бога стала забываться, в мире воцарилось язычество - поклонение многим богам, небесным светилам, животным, птицам и даже неодушевленным предметам.Лишь один Авраам, живя среди язычников, сохранял веру в истинного Бога.Когда Аврааму было 75 лет, Богявился ему и сказал: "Пойди из земли твоей, от родства твоего, и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословении".Авраам послушался Божьего повеления, взял свою жену Сарру, слуг, рабов, и покинув город Ур, в котором родился и прожил всю жизнь, пустился в путь.Бог привел Авраама в землю Ханаанскую. Там жили кочевники-пастухи, потомки Ханаана, сына Хама. Ханаанская земля была обширна и плодородна, но мало заселена. Бог пообещал Аврааму, что со временем вся эта земля станет принадлежать его потомкам.

Так Ханаанская земля стала обетованной, то есть обещанной.Авраам поселился со своими домочадцами в Ханаанской земле и стал вести привычную для себя жизнь скотовода.Бог еще несколько раз являлся Аврааму, чтобы подтвердить пророчество о многочисленности и величии будущего авраамова потомства. Но жена Авраама, Сарра, была бесплодна, и у Авраама не было ни одного ребенка.Тогда, следуя древнему обычаю, Сарра избрала среди своих рабынь наложницу для мужа, египтянку по имени Агарь, чтобы рожденного ею ребенка воспитать как собственного.Вскоре Агарь забеременела. Она сразу же возгордилась и перестала оказывать Сарре почтение как своейгоспоже. Сарра пожаловалась мужу: "Я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня".Авраам, не желая вмешиваться в семейную склоку, сказал жене: "Служанка твоя в твоих руках, - делай с нею, что тебе угодно".Сарра стала притеснять Агарь, и та, не выдержав постоянных придирок, убежала из дома.Не зная, куда идти, Агарь целый день блуждала по пустыне, а ночью заснула под открытым небом. Во сне ей явился ангел и сказал: "Возвратись к госпоже своей и покорись ей!" Агарь послушалась ангела, вернулась к Сарре и в положенный срок родила сына, получившего имя Измаил, что значит "Бог слышит".

Прошло несколько лет. Однажды мимо жилища Авраама проходили трое странников. Следуя законам гостеприимства, Авраам пригласил их отдохнуть и подкрепиться. Сарраиспекла для гостейхлеб. Авраам закололиприказалзажаритьтеленка.Насытившись, странники поблагодарили гостеприимных хозяев, и один из них сказал Аврааму: "Я опять буду утебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей".Услышав эти слова, Сарра, которой в то время было 90 лет, подумала: "Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? И господин мой стар".Но странник, угадав ее мысли, назидательно сказал, что нет ничего невозможного для Господа. После чего странники удалились.Эти три странника в действительности были ангелами, в которых воплотился сам Бог. (Их изображение - так называемая "ветхозаветная Троица" - является одним из самых распространенных сюжетов русских икон, в том числе знаменитой "Троицы" Андрея Рублева.)Через год, как и было предсказано, у девяностолетней Сарры и столетнего Авраама родился сын. Сарра была счастлива, но в то же время несколько смущена. Она говорила: "Смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется". Сарра назвала сына Исаак, что значит "смех".Исаак был законным сыном Авраама, но Измаил, хоть и рожденный от рабыни, был старшим и, по обычаю, имел больше прав.

Неприязнь Сарры к Агари вспыхнула с новой силой, и она обратилась к мужу, потребовав: "Выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком"."Показалось это Аврааму весьма неприятным", он не хотел расставаться со старшим сыном, но Бог повелел ему поступить так, как требует Сарра, и не тревожиться о судьбе Измаила, которому также, как и Исааку, суждено стать родоначальником великого народа. Авраам дал Агари вдорогу хлеба, бурдюке водой и посоветовал идти с сыном вЕгипет, откуда она была родом.Агарь пошла, держа за руку сына и неся на плечах бурдюк с водой. В пустыне она заблудилась, запас воды иссяк, и гибель казалась неизбежной. Агарь "оставила отрока под одним кустом", а сама, чтобы не видеть, как умирает сын, отошла на расстояние выстрела из лука, села на песок и стала громко плакать.Бог, услышав ее стенания, "открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою".

Агарь наполнила бурдюк водой, напоила Измаила и снова пустилась в путь. Наконец, мать и сын достигли мест, где смогли поселиться.Измаил вырос, стал искусным охотником, женился. Как и обещал Господь, его многочисленные потомки образовали народ, известный под названием изма-ильтян, агарян, или арабов.В Мекке до сих пор существует священный камень, под которым, по преданию, похоронены Измаил и Агарь.Тем временем Авраам, лишившись старшего сына, все свои отцовские чувства сосредоточил на Исааке.Бог, желая убедиться в преданности Авраама, решил подвергнуть его жестокому испытанию: потребовал принести Исаака в жертву.Бог сказал Аврааму: "Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе".Рано утром Авраам наколол дров для жертвенного костра, оседлал осла и, взяв с собой Исаака и двух слуг, отправился в землю Мориа.Через три дня Авраам и его спутники достигли горы, которую указал Бог.

Авраам сказал слугам: "Останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся и возвратимся к вам".Исааку Авраам велел нести дрова, сам взял огонь, жертвенный нож, "и пошли оба вместе".По пути "начал Исаак говорить Аврааму отцу своему" и сказал: "Отец мой!"Авраам отвечал: "Вотя, сын мой!" Тогда Исаак спросил: "Вотогоньи дрова, гдежеагнецдля всесожжения?" Авраам ответил сыну: "Богусмот-ритсебе агнца для всесожжения".Поднявшись на вершину горы, Авраам устроил там жертвенник, сложил дрова и, связав Исаака, положил его поверх дров. Затем "простер Авра-ЖертвопршошетеАвраамово ам РУ*У свою и взял нож, чтобы зако-ГравюраА.П. Сапожникова. Х1Хв. лоть сына своего".Но тут с неба к нему воззвал ангел и сказал от имени Бога: "Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня".Авраам увидел поблизости барана, запутавшегося рогами в зарослях, заколол его - и принес в жертву.Затем отец и сын спустились с горы к своим слугам и ослу и благополучно вернулисьдомой.Когда Исаак вырос, отец высватал ему жену по имени Ревекка.

У Исаака и Ревекки было двое сыновей - Исав и Иаков.Однажды Иакову было видение, в котором он боролся с самим Богом, желая получить от него благословение. Бог благословил Иакова идал ему второе имя - Израиль, чтозначит "Богоборец".Авраам и Сарра дожили до глубокой старости: Сарра умерла ста двадцати семи лет от роду, а Авраам - ста семидесяти пяти.Как и обещал Бог Аврааму, потомки Исаака стали самостоятельным народом, известным под названием евреев или, по имени сына Исаака Израиля, израильтян.
ИОСИФ ПРЕКРАСНЫЙ

У Иакова было двенадцать сыновей. Двоих младших - Иосифа и Вениамина, родившихся от второй, любимой, жены Рахили, он любил более других.Вениамин был еще ребенком, а Иосиф - уже взрослым юношей. Тем не менее отец продолжал его баловать, подарил ему цветную одежду (большая редкость в пастушеском быту) и не заставлял работать наравне со старшими братьями, которые завидовали Иосифу и злились на него.Как-то раз, когда вся семья собралась за столом, Иосиф сказал братьям: "Выслушайте сон, который я видел. Вот мы вяжем снопы посреди поля; и вот мой сноп встал и стал прямо; и вот ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу".Уязвленные старшие братья воскликнули: "Неужели ты будешь царствовать над нами?"Вскоре Иосифу приснился другой сон, будто поклоняются ему солнце, луна и одиннадцать звезд. Этот сон не понравился уже и старому Иакову. Он сказал: "Что это за сон, который ты видел? Неужели и я, и твоя мать, и братья придем поклониться тебе?"Однажды старшие братья погнали скот на отдаленное постбище, а Иосиф оставался дома с отцом. Через некоторое время отец велел Иосифу: "Пойди, посмотри, здоровы ли братья твои и цел ли скот, и принеси мне ответ".Братья издали увидели цветную одежду ненавистного Иосифа и сказали: "Вот идет сновидец. Убьем его, а отцу скажем, что его растерзал хищный зверь".Но один из братьев, менее озлобленный, возразил: "Не проливайте крови. Лучше бросим его в глубокий ров". Он полагал, что если Иосиф останется жив, то его можно будет спасти.

Братья схватили подошедшего Иосифа, сорвали с него цветную одежду и бросили его в ров.Вскоре на дороге показался богатый купеческий караван, направлявшийся в Египет.Братья подумали, что им представляется возможность избавиться от Иосифа, не беря на душу греха братоубийства. Они сказали: "Продадим его измаильтя-нам, а руки наши да не будут на нем, ибо он брат наш, плоть наша".Они вытащили Иосифа из рва и продали купцам за двадцать сребреников. Затем зарезали козла, выпачкали его кровью одежду Иосифа и послали отцу с такими словами: "Мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда или нет". Иаков сразу узнал цветную одежду, которую сам подарил Иосифу, и в отчаянии воскликнул: "Хищный зверь растерзал моего сына!" Он облачился в траур и многие дни оплакивал Иосифа, отвечая всем, кто пытался его утешить: "С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю".Тем временем купцы отвели Иосифа в Египет и продали знатному вельможе по имени Потифар.Добросовестный и трудолюбивый Иосиф снискал благосклонность своего хозяина, и тот со временем назначил его управителем всех своих имений.Иосиф был чрезвычайно хорош собой. Жена Потифара "обратила взоры на Иосифа" и попыталась его соблазнить. Юноша с негодованием отверг ее домогательства. Тогда она оклеветала его перед мужем, сказав, что Иосиф пытался силой склонить ее к прелюбодеянию.

Потифар поверил жене, и Иосиф был заключен втюрьму. Там вместе с ним оказались придворный виночерпий и придворный хлебодар, чем-то прогневившие своего господина - фараона. В тюрьме им обоим привиделись вещие сны. Виночерпию снилась виноградная лоза, "на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды". Виночерпий выжал сок из этих ягод в чашу и подал ее фараону. А хлебодару приснилось, что он держал на голове три корзины с хлебом для фараона, но налетели птицы и расклевали весь хлеб.Иосиф взялся истолковать эти сны. Виночерпию он сказал, что через три дня фараон освободит его и снова приблизит к себе. Ахлебодару, что через три дня он будет казнен и птицы расклюют его тело.Иосифизьясняетсон Фараону. Все исполнилось так, какпред-ГравюраАЛ. Сапожникова. Х1Хв. сказал Иосиф.Виночерпий, прощаясьсним, пообещал рассказать фараону о том, что Иосиф томится в неволе по коварному наговору, но, выйдя на свободу, забыл о своем обещании, и Иосиф оставался в тюрьме еще два года.Однажды фараону приснился сон: будто вышли из реки семь тучных коров и стали пастись на лугу. А затем появились семь тощих коров - и пожрали тучных. Фараон проснулся, но тут же заснул снова и увидел такой сон: будто на одном стебле выросли семь колосьев, полные зерен, а затем рядом встали семь пустых колосьев, иссушенных восточным ветром, и пожрали полные.Утром фараон приказал созвать лучших мудрецов и гадальщиков, но никто из них не смог объяснить, что означают эти сны.

И тут виночерпий вспомнил про Иосифа и сказал фараону, что в тюрьме, вероятно, еще сидитчеловек, который искусен в разгадывании снов. По приказанию фараона Иосифа тут же освободили и привели во дворец.Иосиф сразу разгадал смысл снов фараона и сказал: "Вот наступает семь лет великого изобилия по всей земле Египетской. После них настанут семь лет голода; и забудется все то изобилие на земле Египетской, и истощит голод землю. И неприметно будет прежнее изобилие на земле, по причине голода, который последует, ибо он будет оченьтяжел".Фараон опечалился оттакого мрачного предсказания, но Иосифтутже предложил ему способ смягчить грядущее бедствие: назначить мудрого управителя, который бы в годы изобилия отбирал по всей стране пятую часть каждого урожая и сохранял для голодныхлет.Фараон счел этот совет разумным и сказал Иосифу: "Так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты; ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя". И фараон назначил Иосифа правителем-наместником всего Египта. Иосифу в то время было тридцать лет.Иосифу вручили знаки его нового достоинства - перстень с руки фараона и золотую цепь на шею. Затем его нарекли новым, египетским, именем Цафнаф-панеах, что значит "Бог говорит: да здравствует". Фараон произнес священную формулу: "Без тебя никто не двинет ни руки, ни ноги своей по всей земле Египетской". В жены Иосифу дали Асенефу, дочь верховного жреца."И вышел Иосиф от лица фараонова, и пошел по всей земле Египетской". Иосиф ревностно приступил к исполнению Однажды старшие братья погнали скот на отдаленное постбище, а Иосиф оставался дома с отцом. Через некоторое время отец велел Иосифу: своих новых обязанностей. За семь лет изобилия он скопил хлеба, "как песку морского, так что перестал и считать, ибо не стало счета". Когда же наступили неурожайные годы, он "отворил все житницы и стал продавать хлеб египтянам".Засуха охватила не только Египет, ной другие земли, и люди из разных стран стали приходить в Египет, чтобы купить хлеба.Наступил голод и в Ханаанской земле, на родине Иосифа. Старый Иаков сказал своим сыновьям: "Вот я слышал, что есть хлеб в Египте; пойдите туда, и купите нам оттуда хлеба, чтобы нам жить и не умереть".Десятеро братьев отправились в Египет. Дома остался лишь самый младший - Вениамин, единственный теперь сын от Рахили, который стал главным утешением отца.

Братья благополучно достигли Египта и предстали перед Иосифом. Они не признали во всесильном наместнике проданного ими некогда за двадцать сребреников младшего брата, но Иосиф их сразу узнал и решил отомстить, хорошенько их напугав. Он "говорил с ними сурово" и обвинил в том, что они лишь для вида хотят купить хлеб, а на самом деле явились в Египет как соглядатаи. Перепуганные братья возразили: "Нет, господин наш, рабы твои пришли купить пищи".Затем они сказали: "Нас, рабов твоих, было двенадцать братьев; мы сыновья одного человека в земле Ханаанской, и вот, меньший теперь с отцом нашим, а одного не стало".Иосиф обрадовался, узнав, что его отецжив, и захотел увидеть своего брата Вениамина. Он сказал братьям, что продаст им хлеб и позволит беспрепятственно вернутьсядомой,носусловием,чтоониприведуткнемумладшегобрата.Ачтобы условие не было нарушено, он оставит одного из них, Симеона, в заложниках.Братьям пришлось согласиться. Не зная, что наместник понимает по-еврейски, они говорили между собой: "Мы наказываемся за грех против брата нашего". Иосифа так растрогало их раскаяние, что он "отошел от них и заплакал".Вернувшись домой, братья сказали отцу, что обещали привести в Египет Вениамина. Старый Иаков бурно этому воспротивился: "Вы лишили меня детей: Иосифа нет, и Симеона нет, и Вениамина взять хотите. (...) Не пойдет мой сын с вами, потому что брат его умер, и он один остался. Если случится с ним несчастье в пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во фоб".Но через некоторое время ему пришлось уступить: запасы хлеба истощились, и нужно было снова идти в Египет, чтобы их пополнить. Желая задобрить египетского наместника, Иаков послал ему в подарок мед, благовонные травы, фисташки и миндаль. Отпуская со старшими братьями Вениамина, он сказал: "Богже Всемогущий да даст вам найти милость у человека того. (...) А мне, если уж быть бездетным, то пустьбуду бездетным".Иосиф, кактолько увидел Вениамина, "поспешно удалился, потому что вос-кипела любовь к брату его, и он готов был заплакать; и вошел он во внутреннюю комнату, и плакал там". Наплакавшись, он "скрепился", умылся и, выйдякбра-тьям, пригласил их отобедать. За столом Иосиф посадил Вениамина рядом с собой, и следил, чтобы его доля кушаний была впятеро больше, чем у остальных.

Прежде чем открыться братьям, Иосиф решил подвергнуть их еще одному испытанию. Он приказал наполнить зерном их мешки, а в мешок Вениамина подложил дорогую серебряную чашу. Ничего не подозревающие братья пофузи-ли мешки на ослов и отправились домой. Но едва они выехали за пределы города, Иосиф послал за ними своего домоправителя - и обвинил их в краже. Братья поклялись, что невиновны, и согласились на обыск, сказав, что, если у кого-либо из них отыщется пропавшая чаша, "тому смерть".Когда чаша обнаружилась в мешке Вениамина, братья пришли в отчаяние. С горя они разодрали на себе одежды, вместе с Вениамином вернулись к Иосифу и пали ему в ноги, умоляя наказать любого из них, а Вениамина отпустить к отцу, ибо старик, "увидев, что нет отрока, умрет".Видя такую самоотверженность, Иосиф окончательно простил братьям их былую вину и сказал: "Я - Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет".Братья испугались, но Иосиф заверил их, что не держит на них зла, "и целовал всех братьев своих, и плакал, обнимая их".Затем он велел братьям скорее ехать к отцу и передать ему такие слова: "Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли.

Ты будешь жить (...) близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий, и крупный скот твой, и все твое".Иаков не сразу поверил, что его давно погибший сын жив, и "сердце его смутилось", но когда братья привели неопровержимые доказательства, "ожил дух Иакова". Старик воскликнул: "Жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру"Иосиф выехал на колеснице встречать отца и его домочадцев. Семья Иакова состояла из шестидесяти шести человек.Иосиф сказал фараону: "Братья мои и дом отца моего, которые были в земле Ханаанской, пришли ко мне. Эти люди - пастухи овец, ибо скотоводы они; и мелкий, и крупный скот свой, и все, что у них, привели с собой".Фараон ответил: "На лучшем месте земли посели отцатвоего и братьев твоих".Иаков прожил в Египте семнадцать лет. Когда пришло время ему умереть, он призвал к себе двенадцать своих сыновей, благословил каждого и предсказал, что их потомки составят двенадцать колен (родов) Израилевых. Потом Иаков "положил ноги свои на постель и скончался".Иосиф жил еще долгие годы, по-прежнему оставаясь фактическим правителем Египта. Умер он ста десяти лет от роду. Умирая, Иосиф сказал своим братьям: "Я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову".По библейскойхронологии, Иосиф родился в 2256 году до Рождества Христова.

Но историки склонны относить время действия сказания об Иосифе к более позднему времени -kXVII -началу XVI векадон.э.Вто время Египетнахо-дился под властью гиксосов - кочевых азиатских племен, и чужеземцы, подобные Иосифу, могли занимать в стране самые высокие должности. В египетских преданиях сохранилась память о правителе-еврее, которого некоторые исследователи отождествляют с библейским Иосифом.

МОИСЕЙ

Потомки Иакова жили в Египте почти четыреста лет. "Сыны Израилевы расплодились, и размножились, и возросли, и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та".Память об Иосифе и его заслугах перед Египтом ушла в прошлое, на египетский престол взошел фараон, который уже "не знал Иосифа". Новому фараону показалось опасным существование на земле Египта обширной и сплоченной иноземной колонии. Фараон сказал: "Вот народ сынов Израилевых многочисле-нен и сильнее нас" - и отдал жестокое повеление: "Всякого новорожденного у евреев сына бросайте в реку".

Никто не смел ослушаться фараона, но одна из еврейских женщин решила прибегнуть к хитрости, чтобы спасти своего новорожденного сына. Она положила ребенка в корзину и спрятала в зарослях тростника на берегу Нила, там, где обычно купалась дочь фараона. Царевна отличалась добротой и не одобряла жестокости своего отца. Увидев в тростнике корзину, она послала за ней рабыню, "открыла и увидела младенца; и вот дитя плачет; и сжалилась над ним дочь фараона и сказала "Это из еврейских детей".Царевна взяла младенца на воспитание и назвала его Моисеем, что значит "вынутый из воды". Родная мать Моисея нанялась к нему кормилицей.Моисей вырос во дворце в довольстве и роскоши, получил блестящее образование и занял высокое положение при дворе фараона. Но от матери он знал о своем происхождении.Однажды в городе он увидел, как надсмотрщик-египтянин избивает еврея, работавшего на стройке. Моисей вступился за своего соплеменника - и убил надсмотрщика. Спасаясь от правосудия, он был вынужден бежать из Египта.После долгих скитаний Моисей оказался в земле Мадиамской.

Как-то раз присел он отдохнуть у колодца, возле которого семь девушек поили своих овец. Тут к колодцу подошли пастухи и, оттолкнув девушек, хотели напоить свою скотину. Моисей прогнал грубиянов, достал воды из колодца и помог девушкам напоить овец.Девушки были сестрами, дочерьми местного священника Иофора. Придя домой, они сказали отцу: "Какой-то египтянин защитил нас от пастухов и даже начерпал нам воды и напоил овец наших". Иофор сказал: "Где же он? Зачем вы его оставили? Позовите его, и пусть он ест хлеб".Моисей остался в доме Иофора, стал пасти его скот, а через некоторое время женился на одной из его дочерей.Прошло сорок лет. Однажды Моисей пас стадо своего тестя близ священной горы Хорив. Вдруг взору его предстало удивительное зрелище: терновый куст загорелся сам собой и горел, не сгорая. Из пламени к Моисею воззвал голос самого Бога: "Я увидел страдание народа Моего в Египте иуслышалвопльего (...). Итак, пойди: Я пошлю тебя кфараону царю Египетскому; и выведи из Египта (...) сынов Израилевых".Смущенный Моисей спросил: "Кто ягчтобы мне идти к фараону царю Египетскому и вывести из Египта сынов Израилевых?"Богответил: "Я буду стобою (...). Скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, (...) послал меня к вам".Моисей спросил: "Аесли они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: "Не явился тебе Господь". Что сказать им?"Тогда Бог велел Моисею бросить на землю его пастушеский жезл - и жезл превратился в змея.Бог сказал: "Возьми его за хвост".Моисей послушался -и змей снова стал жезлом. Богпояснил: "Этотебедля того, чтобы поверили тебе, что явился тебе Господь".БИБЛЕЙСКИЕ СКАЗАНИЯ65Моисей попытался отказаться от возлагаемой на него миссии под предлогом, что он "человек не речистый", и попросил: "Господи! Пошли другого, кого можешь послать".Бог ответил: "Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить". Кроме того, Бог напомнил Моисею, что в Египте у него есть старший брат Аарон, наделенный красноречием, который поможет ему в переговорах.Моисей взял жену, детей и отправился в Египет. Там он встретил своего брата Аарона "и пересказал Моисей Аарону все слова Господа, который его послал".Братья обратились к израильтянам, "и поверил народ. И услышали, что Господь посетил сынов Израилевых, и увидел страдание их, и преклонились они и поклонились".Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: "Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой".Но фараон ответил: "Я не знаю Господа и Израиля не отпущу".Моисей, желая убедить фараона, что он говорит от имени Бога, показал чудо с посохом, превратившимся в змея, но на фараона это не произвело никакого впечатления.

Тогда Бог наслал на Египет десять страшных казней одну за другой: вода в реках и озерах превратилась в кровь; в страшных количествах размножились жабы "и покрыли землю Египетскую"; завелись мошки "на людях, и на скоте, и на фараоне, и в доме его, и на рабах его"; налетело множество песьих мух и "погибала земля от песьих мух"; начался мор среди скота, и "вымер весь скот Египетский"; люди стали покрываться гнойными язвами, выпал град, "какого не было в земле Египетской со времени населения.

ЦАРЬ СОЛОМОН

Давид назначил своим преемником Соломона, обойдя старшего сына Адонию.Узнав об этом, Адония устроил заговор против Соломона, но заговор был раскрыт. Давид, огорченный распрей между своими сыновьями, не стал наказывать Адонию, а лишь взял с него клятву, что в дальнейшем он не станет злоумышлять против Соломона; Соломона же заставил поклясться, что он не причинит старшему брату никакого вреда, если тот не будет претендовать на престол.Вскоре Давид скончался, Соломон стал царем.Адония, казалось, смирился со своей участью и подчинился младшему брату. Но однажды он пришел к Вирсавии, матери Соломона, и стал просить, чтобы она помогла ему жениться на Ависаге Сунамитянке - одной из наложниц покойного царя Давида.Вирсавия не увидела в этой просьбе ничего предосудительного и передала ее Соломону. Однако Соломон, услышав о намерении брата, сильно разгневался. Дело в том, что, по обычаю, гарем покойного царя мог перейти только к его прямому наследнику, иСоломон расценил желание Адонии жениться на Ависаге как первый шагкдальнейшим притязаниям на престол.По приказу Соломона Адония был убит.В первое время своего царствования Соломон мучился сомнениями: сможет ли он должным образом управлять обширным и сильным государством, которое оставил ему отец?Однажды во сне Соломону явился Боги сказал: "Проси, что дать тебе".Соломон ответил: "Господи, Боже мой, Ты поставил раба твоего царем, (...) но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа. (...) Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ (...) и различать, что добро, что зло".

Такое желание было угодно Богу, и Он сказал: "За то, что ты просил этого, и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтобы уметь судить, вот Я сделаю по слову твоему. Вот я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе. И то, чего ты не просил, Я даю тебе: и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои".Вскоре Соломону представился случай испытать дарованную Богом мудрость. К нему на суд явились две женщины с ребенком, и каждая говорила, что это ее сын.Соломон задумался, потом велел принести меч и сказал: "Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной, половину другой".Одна из женщин согласилась: "Рубите. Пусть же не будет ни мне, ни тебе". А вторая воскликнула: "О, господин мой! Отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его!"Тогда Соломон сказал: "Вот настоящая мать", - и приказал отдать ребенка той из женщин, которая была готова отказаться от прав на своего сына, лишь бы сохранитьему жизнь.Мудрое правление Соломона способствовало процветанию государства, благоденствию его подданных. Один из более поздних летописцев писал, что Иудея и Израиль "жили (...) спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницей своею (...) во все дни Соломона".На четвертый год своего царствования Соломон решил исполнить завещание Давида и построить в Иерусалиме храм. Он заключил договор о покупке леса с царем Тира Хирамом, во владениях которого в Ливанских горах росли могучие кедры. Тридцать тысяч человек было поставлено на рубку леса. Срубленные деревья оплавляли по морю, а затем на плечах переносили в Иерусалим.Храм строили на вершине горы Мориа. На его постройке было занято сто пятьдесяттысяч человек. Кроме того, восемьдесяттысяч каменотесов заготавливали камни в горах и три тысячи триста надсмотррщиков наблюдали за работой. Через семь лет храм был построен, и не было ему подобного нигде в мире. Соломон приготовил в новопостроенном храме жертву для Господа и вознес молитву: "Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь. (...)

Услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем".В ответ на молитву с неба сошел огонь и поглотил приготовленную жертву. А ночью во сне Соломону явился Бог и сказал: "Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня, Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек, и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни".Царствование Соломона было мирным. Он ни с кем не вел войн, а лишь укреплял и украшал свое государство: строил новые города, развивал торговлю с соседями, а чтобы торговать и с дальними странами, создал флот. "И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями, а кедры, по их множеству, сделает равноценными с сикоморами, растущими в низких местах".БИБЛЕЙСКИЕ СКАЗАНИЯ79Слухи о мудрости царя Соломона и небывалой роскоши его столицы распространились по всему свету и достигли ушей царицы Савской, правительницы страны савеев в Аравии. Царица Савская сама была мудра и богата, она захотела удостовериться в правдивости слухов, будто бы царь Соломон превосходит ее и в том и в другом. Проделав большой путь, осмотрев Иерусалим и побеседовав с царем Соломоном, царица Савская сказала ему: "Верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и мудрости твоей. Но я не верила словам, доколе не пришла и не увидели глаза мои: и вот, мне и вполовину не сказано. Мудрости и богатства у тебя больше, нежели я слышала".(В восточных сказаниях царица Савская предстает в виде фантастического существа - женщины с козлиными ногами, и мудрый Соломон, повествуется в этих сказаниях, желая своими глазами увидеть такую диковинку, прибегнул к хитрой уловке: ввел царицу в залу с хрустальным полом; царица приняла хрусталь за воду и подобрала край одежды, показав козлиные ноги.)

У Соломона было семьсот жен и триста наложниц. Многие из них происходили из чужих краев и в Иерусалиме продолжали поклоняться почитаемым у них на родине языческим богам. Эти женщины уговорили Соломона воздвигнуть несколько языческих храмов, и постепенно сам Соломон под влиянием прекрасных язычниц стал приносить жертвы не только своему Богу, но и их языческим богам.Бог разгневался на Соломона и объявил, что его потомки лишатся царской власти, а государство утратит целостность и могущество.Вскоре в стране вспыхнул мятеж. Возглавил его некий Иеровоам, сборщик податей, которому пророк по имени Ахия предрек царскую власть. Пророк разорвал свойплащнадвенадцатьчастейисказал Иеровоаму: "Возьми себе десять частей, ибо так говорит Господь: "ВотЯ исторгаю царство из руки Соломоновой и даю тебе десять колен (...). Адва колена останется за ним ради раба Моего Давида и ради города Иерусалима". (Библия разделяет весь иудейский народ на 12 колен -родов, происходящих от двенадцати сыновей патриарха Иакова.)Соломону удалось подавить мятеж, и Иеровоам бежал в Египет.Соломон царствовал сорок лет. Когда он скончался, подвластное ему государство распалось на две враждующие половины - Иудею и Израиль. Правителем Иудеи, в которую вошли два колена, стал сын Соломона Ровоам, а правителем Израиля, состоящего из десяти колен, - возвратившийся из Египта Иеровоам.По библейской хронологии, Соломон правил с 972 до 932 год до н.э.Царю Соломону приписывается сочинение значительной части библейских текстов. Он считается автором книги "Екклезиаст" ("Проповедник"), основное содержание которой - философское осмысление различных сторон жизни. "И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их, и вот все суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем! (...) Сердце мое видело много мудрости и знания, (...) но (...) и это - томление духа. Потому что в многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь". Смысл жизни автор "Екклезиаста" видит лишь в почитании Бога: "Бога бойся и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека".долослужение Соломона.Гравюра Мастера домашней книги.Германия. Конец XVв.Еще одна из книг Библии, приписываемая царю Соломону, носит название "Соломоновы притчи".

Она написана в виде наставлений, которые отец дает сыну, и охватывает самые разные моральные и общественно-бытовые явления. Отец говорит: "Сын мой! Если будут склонять тебя грешники, не соглашайся. Если будут говорить: "иди с нами, сделаем засаду для убийства (...), наберем всякого драгоценного имущества (...), не ходи в путь с ними, удержи ногу твоюотстези их: потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови. (...) Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори другу твоему: "пойди и приди опять, и завтра я дам", когда ты имеешь при себе. (...)Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя. Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо перед тобою. Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды.(...) Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нету него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою".Многие из этих поучений напоминают народные пословицы, выразительные и меткие: "Труды праведного -кжизни,успехнечестивого -ко греху", "Все дни несчастного печальны, ау кого сердце весело, у того всегда пир", "Толки глупого в ступе вместе с зерном, не отделится от него глупость его", "Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая - и безрассудная".Совершенно особое место в Библии занимает также приписываемая царю Соломону книга "Песнь песней". Величайшее произведение мировой любовно-эротической лирики, она посвящена любви царя Соломона к простой девушке Суламите (Суламифи)."Песнь песней" написана то от лица Соломона, то - Суламиты, то - как диалог влюбленных:О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! Глаза твои голубиные.О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен! Иложеунас -зелень, кровли домов наших -кедры,потолки наши - кипарисы. (...) Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами.

Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный моймежду юношами. (...)Положи меня, какпечать, на сердце свое, как перстень на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь..."Богословы пытались толковать "Песнь песней" аллегорически, как выражение любви Христа к церкви или Бога к верующим.Большинство современных исследователей считают, что "Песнь песней" была включена в состав Библии по ошибке и не имеет никакого отношения к царю Соломону, а представляет собой цикл сирийских народных свадебных песен. Имена Соломон и Суламита образованы от слова, означающего "благополучие", и являются условным обозначением жениха и невесты (как "князь со княгинею" в русских свадебных песнях).Прусский консул в Дамасске И.Г. Вецштейн, наблюдавший сирийский свадебный обряд в 70-х годах XIX века и впервые обративший внимание на сходство песен, исполняемых на свадьбе с библейской "Песнью песней", писал: "Свадьбы празднуются главным образом в марте (...).

Праздник устраивается на вольном воздухе - на току, усеянном в то время полевыми цветами. Молодожены сидят на специально возведенном престоле, а гости пляшут вокруг них и поют. (...) В пес -нях воспевается телесная красота молодой пары".Некоторые полагают, что царь Соломон первоначально носил какое-то другое имя, а Соломоном назвался в честь персонажа народной песни.