12.11.2017

Последнее обновление:03:42:40 PM GMT

Вы тут: Развлечение Кино Маэстро с душой ребенка и навыками калькулятора

Маэстро с душой ребенка и навыками калькулятора

В российский прокат выходит «Тинтин и тайна «Единорога» — анимационный проект Стивена Спилберга и Питера Джексона.

Когда Эрже, создатель легендарного Тинтина, впервые увидел спилберговского «Индиану Джонса», он сказал: «Я нашел режиссера, который должен экранизировать Тинтина». А затем добавил: «Если меня предадут, то пусть это будет хотя бы талантливо». Так гласит легенда.

Суровая правда заключается в том, что при жизни Эрже Спилберг так и не смог получить права на экранизацию и сделал это сразу после смерти автора, в 1983 году. Говорят, Эрже никак не мог согласиться на жесткие условия, которые предлагал Спилберг, зато они вполне устроили его наследников — в конце концов это бизнес, ничего личного.

Можно только удивляться выдержке «старых голливудских мастеров»: Джордж Лукас мариновал поклонников «Звездных войн» целых 16 лет. Тинтину пришлось ждать почти три десятилетия, которые вместили в себя несколько технологических революций, пару восстаний и множество бунтов.

Можно много рассуждать о технологии motion capture, анализировать коммерческие неудачи в этом направлении Роберта Земекиса, сделавшего ставку на создание анимационных образов звезд («Беовульф», «Рождественская история»), и размышлять об успехе, скажем, «Аватара». Но это будет разговор о роли кисточки в создании «Моны Лизы».

Спилберг, конечно, не Леонардо, а «Тинтина» вряд ли выставят в Лувре, но общий расклад приблизительно таков. «Тинтин» — фильм Спилберга от начального до финального титра, руку мастера чувствуешь мозжечком. И кому какое дело, что Спилберг снял его, сидя в уютном кресле перед монитором, управляя движением виртуальной камеры. Это зрелище самой высокой пробы, доведенное до формального совершенства, когда само совершенство может вызвать приступ тошноты своими идеальными пропорциями. У нервных особ.

Сюжет может быть любым. В «Тайне «Единорога» журналист Тинтин оказывается втянут в историю с сокровищами капитана Аддока. Его напарник — правнук легендарного капитана, тоже капитан, алкоголик и личность с лабильной психикой. За сокровищами охотится также загадочный господин Сахарин, дальний, как выясняется, потомок пирата Ракхмана. Того самого, корабль которого пустил на дно Аддок.

Пуленепробиваемый сценарий новомодного британца Эдгара Райта прописан с архитектурной точностью, история летит, стараясь попасть в прокрустово ложе форматных час-сорок, эпизоды следуют один за другим, не оставляя времени на осмысление. И не надо — все заранее обдумано и в лучшем виде разжевано. Придумано блистательно, разжевано высопрофессионально.

Изумительную сцена погони Тинтина и капитана Хэддока за ястребом, укравшим манускрипт, можно сравнить разве что со сценами из немых комедий Бастера Китона и Гарольда Ллойда и, конечно, с лучшими эпизодами «Индианы Джонса и Храма судьбы». И если это предательство, то пятизвездочное.

По поводу «Тинтина» Стивен Спилберг мудро заметил: может, где-то цифровая эра и наступила, но истории мы рассказываем по-прежнему «аналоговые», и поэтику Аристотеля никто не отменял. Так же, как никто не отменял Автора. Блокбастеров много, а он такой один — гениальный маэстро с душой ребенка и навыками калькулятора.

Источник