12.11.2017

Последнее обновление:03:42:40 PM GMT

Вы тут: Всемирные новости Происшествия Кинорежиссер и общественный деятель ушел из жизни в расцвете сил

Кинорежиссер и общественный деятель ушел из жизни в расцвете сил

Умер Сергей Станиславович Говорухин — режиссер, сценарист, кавалер Ордена Мужества и медали «За отвагу», член Совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. В сентябре ему исполнилось 50.

Эта смерть не стала неожиданностью: после инсульта он находился в 1-й Градской больнице в крайне тяжелом состоянии, в коме, но организм еще достаточно молодого мужчины боролся за жизнь. В среду даже прошла информация о том, что в состоянии Говорухина-младшего наметилась положительная динамика.

Для «мажора», то есть сына знаменитого и влиятельного отца, Сергей Говорухин прожил странную жизнь. Окончив сценарный факультет ВГИКа, стал военным корреспондентом. Был в самых горячих точках, получал ранения, лишился ноги, в 1996 году создал организацию ветеранов инвалидов межрегиональных конфликтов, и с этого момента общественная деятельность стала для него не менее важна, чем работа. Он занимал пост председателя фонда ветеранов и инвалидов вооруженных конфликтов «Рокада», причем каждый раз пытался добиться для пострадавших конкретной помощи: качественных протезов, хороших больниц, эффективного лечения. Он ведь на собственном опыте и очень рано узнал, как это важно. Коллеги по фонду вспоминают, что Говорухин был всегда немногословен. На собраниях не выступал, больше слушал. Очень переживал, когда не получалось добиться того, что он считал необходимым. Когда его инициативы уходили в песок, хоронились под кипами бюрократической переписки.

Так же он вел себя и в кинематографическом сообществе.

То, что он пытался сказать своими фильмами, не облекал потом в вербальную форму воззваний и манифестаций. Он дебютировал в кино в 1997-м году картиной «Прокляты и забыты» («Ника» за лучший неигровой фильм). Ее герои — это люди, о которых Говорухин знал всё: ветераны локальных неправедных войн, лишние в мирной, комфортной жизни — название фильма говорило само за себя. Герои его второго, снятого после 11-летнего перерыва, уже игрового, фильма «Никто кроме нас» — военный оператор и молодая женщина, в которую он влюбляется незадолго до того, как уехать в горячую точку. И уезжает, хотя мог бы остаться…

Его последняя картина — та, с которой Говорухин-младший участвовал в августе в выборгском фестивале «Окно в Европу», вроде бы уже вся про мирную московскую жизнь. Про начинающего, хотя уже и не столь юного писателя, приезжающего в столицу из Воркуты, и молодую, талантливую актрису. Про тот диссонанс, который существует между их внутренним миром и Москвой нулевых. В каждом из фильмов главный герой был по сути альтер эго самого автора. Молчаливый, скрытный человек, Сергей Говорухин сумел таким образом рассказать о себе гораздо больше, чем иной деятель, не вылезающий из разнообразных ток-шоу. Во всем облике Сергея Станиславовича была ненапускная значительность, которая всегда приковывала к себе внимание. Свойство, которое принято называть харизмой.

— Сергей Станиславович производил впечатление не режиссера — деятеля искусства, а человека, настоящего мужчины, — вспоминает актер МХТ Анатолий Белый. — Он не выпячивал себя, не пиарился, свой фильм Говорухин снимал по велению сердца. Он знал тему изнутри досконально, потому что сам воевал, остался жив, но потерял ногу. Он знал, о чем он говорит, о чем хочет сказать. Поймите меня правильно, тут не было акта искусства ради искусства. Он не ставил задачу снять блокбастер или кино ради кино и ради себя. Он болел этой темой и хотел высказаться. И это было настоящее мужское высказывание о том, что он знает больше, чем все мы: о войне, о дружбе, о предательстве — о простых и незыблемых истинах.

По предварительным данным, Сергей Говорухин будет похоронен на Троекуровском кладбище.

Источник