11.11.2017

Вы тут: Высокие технологии Космос Любители обнаружили планету с четырьмя солнцами

Любители обнаружили планету с четырьмя солнцами

Астрономы нашли планету, небеса которой освещают четыре солнца

Это первая планета такого рода, известная науке. Отдаленный мир вращается вокруг пары звезд, у которых есть еще одна звездная пара, которая вращается вокруг них.

Данное открытие было сделано волонтерами, использующими веб-сайт Planethunters.org, созданный командой британских и американских институтов. Последующие наблюдения были сделаны обсерваторией «Кек», а изначальные данные были получены обсерваторией «Кеплер».

Планету, расположенную на расстоянии около 5000 световых лет от Земли, назвали PH1 в честь сайта «Planet Hunters» («Охотники за планетами»). PH1, как полагают ученые, является газовым гигантом немного крупнее Нептуна. По своему размеру планета больше Земли в шесть раз.

«Не нужно лезть в учебники по астрофизике, чтобы понять странность и противоречие существования такой системы, – сказал доктор Крис Линтотт из Оксфордского университета в интервью для BBC News. – Все четыре звезды, окружающие планету, создают очень сложную среду. Все же планета, очевидно, имеет устойчивую орбиту. Это все очень нас запутало, но это – одна из тех вещей, которая делает данное открытие настолько важным и интересным. Такого мы точно не могли ожидать».

Двойные звезды (бинарные звездные системы) – это распространенное явление, но известно очень небольшое количество планет, которые вращаются вокруг планет-двойников. До сих пор не было известно ни одной бинарной звездной системы, которая бы имела пару в виде такой же системы звезд. Кроме того, что подобная звездная «конструкция» сама по себе удивительна, она еще и удерживает полноценного газового гиганта.

Спрашивается: как эта планета осталась в устойчивой орбите, учитывая, что она притягивается гравитацией четырех звезд? Доктор Линтотт говорит: «Есть шесть известных нам планет в бинарных системах, и все они достаточно близки к тем звездам. Я думаю, из этого мы можем сделать вывод, что планеты могут сформироваться во внутренних частях протопланетарных дисков (торус из плотного газа и пыли, который дает начало планетарным системам). Планеты формируются, приближаются и могут зацепиться за устойчивую орбиту».

PH1 была обнаружена двумя американскими волонтерами-любителями, использующими веб-сайт Planethunters.org, – Джеком Кианом из Сан-Франциско и Робертом Гаглиано из Коттонвуда (Аризона). Они определили слабые колебания света, которые можно обнаружить, когда планета проходит перед звездой-хозяином. Затем команда профессиональных астрономов подтвердила открытие, используя телескоп «Кек» на Мауна-Кеа (Гавайи).

Сайт Planethunters.org, открытый в 2010 году, был создан с целью поиска планет с помощью обычных интернет-пользователей, увлеченных астрономией. Здесь заинтересованные любители имеют возможность идентифицировать транзиты в общественно доступных данных, собранных космическим телескопом НАСА «Кеплер».

«Кеплер» был запущен в марте 2009 года с целью поиска планет, подобных Земле, вращающихся вокруг других звезд. У посетителей веб-сайта «Охотников за планетами» есть доступ к данным от одной из звезд, за которыми наблюдал «Кеплер». Данные отбираются в случайном порядке. Пользователи отмечают местоположения видимых транзитов, когда планета проходит перед звездой-хозяином.

«Компьютеризированные попытки найти что-то важное в данных – еще один способ обнаружения экзопланет. Есть огромная вероятность того, что от взгляда исследователей что-то постоянно ускользает. Мы только что опубликовали блок новых данных на Planethunters.org, чтобы люди имели возможность помочь нам делать следующие находки», – говорит доктор Линтотт.

Поиск таких систем, по словам ученого, – это «сложное тестирование умения обращаться с компьютером. Мы используем способность человека распознавать образы, которая позволяет увидеть важный материал. А пользователи имеют возможность наблюдать за звездами, развивая свою внимательность и навыки владения техникой».

С декабря 2010 года в проекте участвовали более 170 000 представителей общественности.