11.11.2017

Последнее обновление:03:42:40 PM GMT

Вы тут: Мудрость Притчи Дзенские притчи

Дзенские притчи

Дзенские притчи

Дзен можно назвать внутpенним искусством и дизайном жителей Востока. Коpни его были заложены в Китае Бодхидхаpмой, котоpый пpишел в Китай из Индии в 6 веке [592г.]. Впоследствии, в 12 столетии, учение Дзен пpоникло и в Японию. Дзен описывали так:"Особое учение без священных текстов, вне слов и букв, котоpое учит о сущности человеческого pазума, пpоникая пpямо в его пpиpоду, и ведет к пpосветлению."

В Китае учение Дзен известно под названием Чань. Учителя Чань-Дзен вместо того, чтобы быть последователями Будды, стpемились стать его дpузьями и достичь таких же взаимоотношений с Унивеpсумом (Вселенной, Космосом), как Будда или Иисус. Дзен - это не секта, а опыт.
Дух Дзен стал означать не только понимание миpа, но и пpеданность искусству и pаботе, богатство содеpжания, откpытость интуиции, выpажение вpожденной кpасоты, неуловимое очаpование несовеpшенства. Дзен имеет много значений, но ни одно из них не опpеделено полностью.
Если бы они были опpеделены, то не было бы Дзен.

Вы скpомно служите человечеству, наполняя свое пpебывание в этом миpе любовью и добpотой, и наблюдаете за тем, как вы пpоходите,подобно листку, падающему с деpева.

Ад и рай

Самурай по имени Нобусиге пришел к Хакуину и спросил: "Правда ли, что есть рай и ад?" 
"Кто ты?" - спросил Хакуин. 
"Я - самурай", - ответил воин. 
"Ты - солдат! - воскликнул Хакуин. - Что за начальник держит тебя в своем войске? У тебя лицо, как у нищего". 
Нобусиге так рассвирипел, что начал вытаскивать свой меч, но Хакуин продолжал: 
"У тебя есть меч! Но, наверное, он слоишлом туп, чтобы снести мне голову". 
Когда Нобусиге вытащил меч, Хакуин заметил: 
"Тут открываются двери в ад." 
При этих словах самурай понял, что хотел показать ему учитель, вложил меч в ножны и поклонился. 
"Здесь открываются врата рая", - сказал Хакуин.

Притча о Девственнице (Хинг Ши)

Однажды к Хинг Ши пришёл молодой человек, собиравшийся жениться и спросил: 

- Учитель, я хочу жениться, но неприменно только на девственнице. Скажи, я поступаю мудро? 

Учитель спросил: 

- А почему именно на девственнице? 

- Так я буду уверен, что моя жена добродетельна. 

Тогда учитель поднялся и принёс два яблока – одно целое, а второе надкушенное. И предложил юноше их попробовать. 
Тот взял целое, надкусил его – яблоко оказалось гнилым. Тогда он взял надкушенное, откусил, но и надкушенное яблоко было гнилым. В недоумении юноша спросил: 

- Так как же мне нужно выбирать жену? 

- Сердцем, - ответил Учитель.

Голос счастья

Когда Банкей умер, один слепец, живший рядом с храмом учителя, рассказывал своему другу:"Из-за того, что я слеп, я не могу наблюдать за лицом человека, поэтому я сужу о его характере по звуку его голоса. Обычно, когда я слышу, как кто-то поздравляет другого с его успехами или счастьем, я слышу также тайный голос зависти. 

Когда выражается соболезнование о несчастье другого, я слышу удовольствие и удовлетворение, как будто соболезнующий на самом деле доволен, будто в своем собственном мире он остается в выигрыше. 

Однако, несмотря на весь мой опыт, в голосе Банкея я слышал одну только искренность. 

Когда он выражал счастье, я не слышал в его голосе ничего, кроме счастья; когда он выражал печаль - единственное, что я слышал, была печаль."

Мастер чайной церемонии и убийца

Тейко, воин, живший в Японии перед эрой Токугава, изучал ча-но-ю — чайный этикет у Сен-Но Рикун, учителя этого эстетического выражения спокойствия и удовлетворенности. 
Воин-слуга Тейко по имени Като считал, что увлечение Тейко чайным этикетом является преступным пренебрежением к государственным делам, поэтому он решил убить Сен-Но Рикун. 
Он прикинулся, что имеет какую-то просьбу к чайному мастеру, и был приглашен пить чай. 
Мастер, который был очень искусен в своей области, с одного взгляда угадал намерение воина, поэтому он попросил Като оставить меч перед входом в комнату, объяснив, что ча-но-ю — олицетворение миролюбия. 
Като не пожелал его слушать. 
— Я — воин, — сказал он, — и всегда ношу свой меч с собою. Ча-но-ю или не ча-но-ю, а мой меч при мне. 
— Хорошо, вноси свой меч и попробуй чаю, — согласился Сен-Но Рикун. 
Чайник кипел на огне. Вдруг Сен-Но Рикун опрокинул его. Кипяток зашипел, комната наполнилась дымом и золой. Испуганный воин выбежал из комнаты. Чайный мастер извинился: 
— Это моя вина. Вернись и попей чаю, а я почищу твой меч от золы и принесу тебе. 
Воин понял, что не сможет убить чайного мастера, поэтому принял предложение.

Царский подарок

Однажды император посетил Нан-Ина. В знак своего уважения он преподнес ему великолепную мантию, расшитую драгоценными камнями, из самой дорогой ткани. 
Преподнося ее, он сказал: 
— Не отказывайтесь. Это мой подарок.
Нан-Ин сказал: 
— Я могу взять ее, но я не смогу ее носить, потому что вокруг никого нет. Какой смысл? Более того, олень будет смеяться, павлин будет подшучивать надо мной: «Посмотрите на этого старика, он, должно быть, свихнулся на старости лет». Так что, пожалуйста, возьмите ее обратно. Я принял подарок и возвращаю его Вам. Эта вещь нужна там, где много людей, где ее оценят, а здесь она не имеет смысла.

Ответ мертвеца

Когда Мамийя, который позже стал известным проповедником, пришел к учителю, чтобы учиться, учитель попросил его объяснить, что такое хлопок одной ладони. Мамийя стал концентрироваться на вопросе, что же такое хлопок одной ладони? 
— Ты трудишься недостаточно усердно, — сказал ему учитель. — Ты слишком привязан к пище, благосостоянию, вещам и всему такому. Лучше бы ты умер, это решило бы проблему. 
Когда Мамийя в следующий раз появился перед учителем, тот снова попросил показать, что такое хлопок одной ладони. Мамийя сразу упал на землю, как мертвый. 
— Ты умер очень хорошо, — сказал учитель, глядя на него. — Только что же с хлопком? 
— Я еще не решил эту задачу, — ответил Мамийя, глядя на учителя снизу. 
— Мертвецы не разговаривают, — сказал учитель, — убирайся!

Кто не работает — не ест

Хайкудзё, китайский мастер Дзэн, обычно трудился вместе с учениками даже в возрасте 80 лет: подстригал кусты в саду, расчищал дорожки и подрезал деревья. 
Ученики чувствовали себя виноватыми, видя, как старый учитель работает столь усердно, но знали, что он не послушает их советов не работать. Поэтому они решили спрятать его инструменты. 
В этот день учитель не ел. На следующий день он тоже не ел, и на следующий тоже. 
«Наверное, он сердится, что мы спрятали его инструмент, — подумали ученики. — Лучше вернём их». 
Когда они сделали это, учитель работал весь день и ел так же, как и раньше. Вечером он сказал им: 
— Кто не работает, тот не ест.


Основной принцип святого Учения

Император Лян У-ди, который был учеником Бодхидхармы и усердно помогал распространению дзен-буддизма в Китае, как-то спросил у патриарха, что он заслужил своими делами в будущих жизнях. 
— Ровно ничего, — ответил тот. 
— Каков же, в таком случае, основной принцип святого Учения? 
— Да оно пусто, в нем нет ничего святого! 
— Кто же тогда ты, что стоишь перед нами? 
— Я не знаю, — сказал Бодхидхарма.

Сообразительный и глупый ученики

Как-то у Бодхидхармы спросили: "Кого можно назвать сообразительным учеником и кого - глупым учеником?" 
Бодхидхарма ответил: "Сообразительный ученик не привязан к словам учителя, он использует свой собственный опыт, чтобы найти Истину. Глупый ученик рассчитывает на то, что к нему постепенно придёт понимание благодаря словам учителя. Учитель имеет два вида учеников. Одни слушают слова учителя, не цепляясь за материальное или нематериальное, не привязываясь к форме и к отсутствию формы, не думая о живом и неживом, - это сообразительные ученики. Другие, которые жаждут понимания, накапливая знания и смешивая добро и зло, - глупые ученики. 
Сообразительный ученик понимает мгновенно: он не использует низший ум, когда слушает учение, но и не следует уму мудрого, он трансцендентирует и мудрость, и невежество".

Первый принцип

Когда путник подходит к храму Обаку в Киото, он видит вырезанные над воротами слова:"Первый принцип." 
Буквы необычайно большие и ценители каллиграфии восхищались ими, как верхом мастерства. 
Они были написаны Кодзеном 200 лет тому назад. 
Когда мастер писал их, он изобразил их сначала на бумаге, с которой рабочие, увеличив, перенесли их на дерево. Когда Кодзен рисовал буквы, с ним работал самоуверенный ученик, который сделал несколько галлонов чернил для письма и никогда не упускал случая покритиковать работу своего мастера. 
"Это хорошо,"- сказал он Кодзену после первых его усилий. 
"А это ?"- "Плохо. Еще хуже, чем раньше,"- произнес ученик. 
Кодзен терпеливо испысывал один лист за другим, пока не набралось 84 "Первых принципа", ни один из которых так и не заслужил одобрения ученика. 
Однажды, когда молодой человек вышел на несколько минут, Кодзен подумал:"Вот единственная возможность избежать его строгих глаз." 
И он торопливо написал с умом, свободным от раздражения:"Первый принцип." 
"Это - работа мастера,"- произнес ученик.