12.11.2017

Последнее обновление:03:42:40 PM GMT

Вы тут: Всемирные новости Происшествия «Экспресс-АМ4», возможно, уже упал на Землю

«Экспресс-АМ4», возможно, уже упал на Землю

Ни одна система слежения не смогла обнаружить на орбите российский спутник связи.

Стартовавший в ночь с 17 на 18 августа с космодрома Байконур новейший российский коммуникационный спутник «Экспресс-АМ4» бесследно исчез. Запуск был осуществлен в вчера в 01.25 МСК. Ракета-носитель «Протон-М», по словам официального представителя Роскосмоса Алексея Кузнецова, отработала штатно. Разгонный блок «Бриз-М» также планово осуществил четыре из пяти включений.

Решив, что все идет нормально, находившиеся на Байконуре министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щёголев, глава Роскосмоса Владимир Поповкин и гендиректор ФГУП «Космическая связь» Юрий Прохоров вышли к журналистам. Несмотря на то что в космической отрасли не принято отмечать успех до завершения операций по выведения, всем присутствовавшим выдали памятные сертификаты «Участнику успешного вывода на орбиту спутника связи и вещания» за подписью Прохорова.

На расчетную орбиту космический аппарат должен был выйти примерно к 10.45 утра. К этому времени спутника в нужной точке не оказалось, связи с ним не было. В Роскосмосе рассказали, что телеметрическая информация с разгонного блока перестала поступать в момент пятого завершающего включения его двигателей. По идее после завершения пятого включения двигателей разгонного блока спутник должен от него отделиться и примерно через полчаса выйти на связь. Но наземные службы никаких сигналов от «Экспресса-АМ4» не дождались.

Как сообщили в Космическом центре имени Хруничева (производитель ракет «Протон» и разгонного блока «Бриз-М»), для обнаружения спутника «были задействованы все наземные измерительные средства космодрома Байконур». Через некоторое время им удалось засечь разгонный блок, который оказался на нерасчетной орбите. Спутник найти не смогли.

До вчерашнего вечера «Экспресс-АМ4» не смогла засечь ни одна из существующих на Земле систем обнаружения небесных объектов. Не нашла спутник и самая совершенная на сегодняшний день система слежения за околоземным пространством NORAD, принадлежащая американо-канадскому командованию воздушно-космической обороны Северной Америки. Она способна отслеживать объекты величиной более 10 см. Для справки: «Экспресс-АМ4» весит 5,7 т.

В Роскосмосе воздерживаются от комментариев по поводу судьбы спутника.

— Решением руководителя Роскосмоса создана комиссия для выяснения причин случившегося, — заявил Алексей Кузнецов. Неофициально высокопоставленный чиновник Роскосмоса в беседе с корреспондентом «Известий» высказал предположение, что спутника уже нет.

— Раз его не нашли за весь день, то скорее всего он уже упал на Землю. Не исключаю, что разгонный блок во время завершающего включения направил аппарат в неверном направлении, — сказал он.

— Возможная утрата спутника — это серьезный ущерб для отрасли связи, поскольку «Экспресс-АМ4» должен обеспечить покрытие практически всей территории России, включая удаленные регионы Дальнего Востока, — говорит пресс-секретарь министра связи и массовых коммуникаций  Елена Лашкина. — Впрочем, Роскосмос еще не подтвердил потери аппарата.

Оператором спутника «Экспресс-АМ4» должен был стать ФГУП «Космическая связь» (ГПКС). Заместитель гендиректора ГПКС Ксения Дроздова рассказала «Известиям», что аппарат был застрахован на а полную стоимость — 7,5 млрд рублей.

— Как только госкомиссия подтвердит факт гибели спутника, мы сможем начать процедуры для получения страхового возмещения, — отметил он.

Гендиректор оператора спутниковой связи AltegroSky Сергей Пехтерев считает, что потеря «Экспресса-АМ4» по масштабу последствий для отрасли связи сопоставима с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС для энергетиков.

— «Экспресс-АМ4» — это первый российский тяжелый спутник, практически полностью сделанный из иностранных комплектующих, — сказал Пехтерев. — Его запуск должен был стать большим прорывом. Многие операторы связывали с ним планы развития, в том числе и мы. Через него должна была распространять ТВ-сигнал государственная  компания ФГУП РТРС, с его помощью должен был состояться переход в России с аналогового на цифровое ТВ. Сотовые операторы планировали организовать с его помощью каналы связи на Дальний Восток, с расчетом на возможности данного аппарата строились планы по развитию широкополосного доступа в интернет в регионах.

Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щёголев вчера на Байконуре рассказал журналистам, что до 2013 года будет запущено еще шесть аппаратов данной серии.

— Они закроют 97% территории России и ряд соседних стран, поэтому Россия сможет сделать этим странам коммерческие предложения по оказанию услуг связи уже через пару лет, — заявил он.

Если «Экспресс-АМ4» утрачен, то получится ровно наоборот: российские потребители все больше будут зависеть от зарубежных спутниковых провайдеров.

— За последние годы мы утратили полностью или частично три аппарата серии «Экспресс-АМ» из семи, и наш рынок постепенно занимают иностранные операторы: главным образом Intelsat и частично Eutelsat, — констатирует Сергей Пехтерев. — Впоследствии, когда наши новые спутники наконец начнут работать на орбите, будет крайне тяжело вернуть потребителей. Например, порядка 9 млн антенн абонентов «НТВ Плюс» и «Триколор ТВ» сегодня настроены на точку 36 градусов, где стоит спутник Eutelsat W4. Поверить в то, что потребители в будущем повернут эти антенны на другую позицию, практически невозможно.

В последнее время Россия регулярно теряет свои спутники из-за неполадок при запуске. Так, 5 декабря прошлого года из-за ошибок в расчетах полетного задания (в баки залили 1,5 т лишнего топлива) на расчетную орбиту не вышли три космических аппарата «Глонасс-М», запущенные с Байконура ракетой-носителем «Протон-М». 1 февраля по не выясненным до конца причинам был утрачен геодезический военный спутник «Гео-ИК-2», стартовавший с космодрома Плесецк на ракете-носителе «Рокот».

Источник