12.11.2017

Последнее обновление:03:42:40 PM GMT

Вы тут: Всемирные новости Происшествия Хоккеисты «Локомотива» погибли в авиакатастрофе

Хоккеисты «Локомотива» погибли в авиакатастрофе

Под Ярославлем разбился самолет Як-42 с хоккейной командой «Локомотив» на борту. Как и футбольный «Пахтакор», погибший в авиакатастрофе в 1979 году, спортсмены летели на игру в Минск.

 

Недобор тяги или хлопок на борту

В 16.05, буквально сразу после взлета из аэропорта Туношна, Як-42 (бортовой номер: RA-42434) неожиданно рухнул. Горящие обломки самолета нашли в 2,5 км от аэропорта — в воде и на берегу Волги. В Росавиации заявили, что самолет не успел набрать высоту, а затем зацепил курсовую антенну маяка. Местные жители утверждали, что слышали хлопок, после которого самолет на куски развалился в воздухе. На землю упали уже обломки.

Примчавшиеся на место крушения спасатели и медики доставали из воды бездыханные тела. Только двух человек нашли живыми. «В авиакатастрофе выжило два человека: один член экипажа и хоккеист Галимов, у которого ожоги 80% кожи. Оба находятся в больнице», — заявил прибывший ярославский губернатор Сергей Вахруков. Хоккеиста Александра Галимова и бортпроводника Александра Сизова доставили в больницу.

Следствие отрабатывает несколько версий авиакатастрофы. Эксперты считают, что трагедия могла произойти из-за технической неисправности, нарушений правил эксплуатации самолета, ошибок пилотов и теракта. Уголовное дело пока возбуждено по статье 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта»). 
Специалисты называют среди наиболее вероятных причин гибели Як-42 перегруз или недостаточную тягу двигателей, либо совокупность этих факторов.

— По словам диспетчера, лайнер оторвался от полосы слишком далеко, «перебежав» ее. Такое случается, когда самолет не может набрать необходимую тягу двигателей, — объясняет эксперт в области безопасности полетов, заслуженный военный летчик РФ Андрей Гусев. — Пройдя «точку принятия решения», в которой еще можно прекратить разбег, пилот все же решил взлетать. Он, скорее всего, совершил типичную ошибку — «поддернул» лайнер, инстинктивно потянув штурвал на себя. При недостаточной тяге, едва взлетев, самолет тут же свалился на крыло.

По словам эксперта, недостаток мощности двигателей также возможен и из-за некачественного керосина — сейчас в аэропортах дефицит топлива. Также двигатель может потерять мощность и из-за попадания птицы в турбину. Среди других возможных причин крушения самолета Гусев называет невыпущенные закрылки или их несинхронная работа. По такой же причине в Москве на взлете разбился самолет Як-40 с журналистом Артемом Боровиком на борту.

— В авиации подобные катастрофы называют «лейтенантской ошибкой», свойственной молодым пилотам, — поясняет Гусев. — Отрыв от полосы самолета при недостаточной мощности двигателя — самоубийство.

С мнением Андрея Гусев согласен и другой эксперт — летчик-испытатель Александр Акименков.

— Есть такое понятие, как продолженный взлет и прерванный взлет, — говорит Акименков. — Прерванный, когда самолет успевает затормозить на взлетной полосе. Но у них, видимо, падение тяги произошло, когда уже остановить самолет было невозможно. Тяга могла упасть, потому что произошло нарушение работы топливной системы, и в итоге снизилась подача топлива в двигатели.  Вот летчики и решили уйти продолженным взлетом. Методика такого взлета требует соответствующей подготовки. Рядовых летчиков этой методике не обучают. Поднять самолет они, к сожалению, не смогли.

Пока следователи не отметают и версию о теракте. Сразу после аварии место падения самолета осмотрели саперы.

Авиатакси до Байконура

Свой первый полет  Як-42 (бортовой номер: RA-42434) совершил 1 октября 1993 года. Изначально самолет принадлежал авиакомпании «Орелавиа-Универсал». В 1997 году его купила «Быково-Авиа». В 2005 году он перешел к  авиакомпании «Аэрорент». У «Як-Сервиса» он с сентября 2009 года. По данным на 1 января 2011 года самолет налетал всего 6310 часов при ресурсе 15 тыс. часов. Средний налет — 29 часов в месяц, совершал  три рейса в неделю. Средняя продолжительность рейса — 2 часа. Росавиация утверждает, что самолет перед вылетом прошел оперативную форму технического обслуживания. Замечаний по его техническому состоянию выявлено не было.

Борт был приписан к знаменитому Государственному космическому научно-производственному центру имени Хруничева. У самолета  на фюзеляже красовалась эмблема ракеты «Протон», самого знаменитого изделия ГКНПЦ.

— Самолет действительно наш, но мы его сами брали в субаренду для перелетов членов комиссии на пуски ракет на Байконур, — рассказал «Известиям» официальный представитель НПЦ Александр Бобренев. — Последний раз мы пользовались этим самолетом в августе. Нареканий не было. Обслуживание самолета ведет не наше предприятие.

Второму пилоту разбившегося Як-42 Игорю Жевелову доверяли самые ответственные рейсы. Как рассказал «Известиям» его друг, пилот Андрей Бочкарев, Игорь неоднократно перевозил известных пассажиров. Это были Алла Пугачева, Кристина Орбакайте, Владимир Пресняков и другие звезды эстрады, а также известные политики.

Як-42 использовался на внутренних маршрутах. Лайнер должен был заменить Ту-134 и Ил-18. Як-42 стал первым российским самолетом, прошедшим полную международную сертификацию. Самолет считается  идеальной моделью для перевозки групп от 20 до 40 человек в салонах VIP-класса. Цена базовой комплектации самолета составляет $12,5 млн и в варианте VIP — $18,5 млн.

По данным сайта AirDisaster.com, зарегистрировано всего три катастрофы с участием самолета Як-42. Первая произошла в СССР в 1982 году — разбился самолет, принадлежавший «Аэрофлоту». Вторая — в 1999 году в Венесуэле. Самолет принадлежал Cubana de Avacion. Третья катастрофа произошла в 2003 году в Турции с самолетом компании Ukranian Mediterranean Airlines.

Шарфы и слезы
Сразу после авиакатастрофы к месту крушения начали съезжаться болельщики. С цветами, свечами и шарфами «Локомотива». «Очень много девушек, которые не могут сдержать слез, некоторым самим приходилось оказывать медицинскую помощь — давать нашатырь и воду», — рассказали сотрудники аэропорта.

Первоначально игра с минским «Динамо» должна была состояться в родном городе, но матч был перенесен в Минск из-за соображений безопасности. В эти дни — 7 и 8 сентября — в Ярославле должен был проходить крупнейший международный Мировой политический форум под патронажем президента Дмитрия Медведева.

Поклонники «Локомотива» вместе с командой в Минск не летели — многие фанаты отправились в Белоруссию на автобусах. «Проводов команды болельщиками не было из-за Мирового политического форума в нашем городе. До аэропорта далеко ехать, и все было оцеплено. Ужасная трагедия», — заявил собеседник из Всероссийского объединения болельщиков.

Ярославский «Локомотив» был одним из самых сильных и популярных клубов КХЛ. Он трижды становился чемпионом России (в 1997, 2002 и 2003 годах), а в первенстве КХЛ дважды был бронзовым призером — в 2009 и 2011 годах. Владельцем клуба является ООО «Российские железные дороги».

В этом сезоне «Локомотив» возглавил канадский специалист Барт Маккримон, до этого в течение трех лет работавший в клубе НХЛ «Детройт Ред Уингз». Помимо него в клубе играло немало известных игроков. В первую очередь это — капитан команды чешский защитник Карел Рахунек, его соотечественник и тоже чемпион мира Ян Марек, белорус Руслан Салей.

Вечером родственники хоккеистов  отправились на опознание погибших.

— В последний раз Марат приезжал домой 17 июля, — рассказал «Известиям» отец 23-летнего Марата Калимулина. — Все разговоры у него были о хоккее. В Ярославле ему очень нравилось. Говорил отличная атмосфера. А четыре дня назад позвонил, говорил, что собирается в Минск. Настроение у него было боевое… Говорил, полетим побеждать. И… Вы извините, мне тяжело очень. Все звонят. Сочувствуют.

Катастрофы, в которых погибали спортсмены

5 января 1950 года в Свердловске в аэропорту Кольцово в результате авиакатастрофы разбилась команда ВВС СССР, в том числе 11 игроков, врач и массажист команды. Часть погибших хоккеистов была также футболистами. Всеволод Бобров не полетел этим самолетом.

1 апреля 1970 года под Красноярском потерпел катастрофу пассажирский самолет Ан-24. Погибли все пассажиры, в том числе юношеская волейбольная команда и члены экипажа.

11 августа 1979 года над Днепродзержинском столкнулись два лайнера — на борту одного из них находились 17 футболистов ташкентской команды «Пахтакор».

24 августа 2008 года потерпел катастрофу Боинг 737–219 Advanced авиакомпании ITEK AIR. Среди пассажиров находилась молодежная сборная Киргизии по баскетболу, направлявшаяся в Тегеран для участия в соревнованиях. Десять членов команды погибли, семь остались в живых.

Источник