12.11.2017

Последнее обновление:03:42:40 PM GMT

Вы тут: Всемирные новости Финансы и бизнес В Беларуси установили обязательные критерии нормативно-правовых актов

В Беларуси установили обязательные критерии нормативно-правовых актов

Президент Беларуси подписал Указ №711 «О некоторых вопросах осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов», в котором устанавливаются обязательные критерии для принимаемых госорганами документов.

Как сообщает пресс-служба главы государства, указ принят «в целях повышения эффективности нормотворческой деятельности государственных органов и организаций, создания оптимальных условий для реализации гражданами их прав и законных интересов». Правда, по своей сути указ просто дублирует основополагающие положения Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 года, который и определяет понятие и виды нормативных правовых актов Республики Беларусь, устанавливает общий порядок их подготовки, оформления, принятия (издания), опубликования, действия, толкования и систематизации. Поэтому в принципе не понятно, зачем президенту потребовалось объяснять и даже указывать Минюсту, по каким критериям оценивать нормативно-правовые акты. Для этого можно было просто рекомендовать почитать ту же статью 7 указанного закона, да и другие статьи тоже.

Так, например, установлено, что критериями оценки нормативных правовых актов Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов, Минского горисполкома, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня при проведении обязательной юридической экспертизы Министерством юстиции, главными управлениями юстиции облисполкомов является соответствие:

- Конституции Республики Беларусь,
- нормативным правовым актам Президента Республики Беларусь,
- законам Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам большей юридической силы по отношению к оцениваемому нормативному правовому акту, в том числе устанавливающим требования нормотворческой техники;
- международным договорам Республики Беларусь.

По всей видимости, до выхода указа Минюст, оценивая нормативно-правовые акты, не оценивало их на соответствие выше названным критериям, что и вынудило президента принять соответствующий указ. Остается только узнать с кого в Минюсте спросить за некомпетентность.

Минюст, правда, заявил, что указ принят для упрощения порядка обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов и повышения ответственности государственных органов при принятии решений, затрагивающих права и свободы граждан. Мол, в условиях либерализации экономической деятельности и дебюрократизации государственного аппарата процесс принятия нормативных правовых актов в республике должен соответствовать современным требованиям оперативного и качественного обеспечения жизнедеятельности общества.

Так в указе президента определено, что при проведении юридической экспертизы не подлежат оценке установленные в нормативных правовых актах финансовые показатели, индексы, коэффициенты, нормативы, лимиты и иные показатели, за исключением оценки их соответствия показателям, установленным нормативными правовыми актами большей юридической силы.

Относительно полезным может оказаться утвержденная президентом процедура проведения юридической экспертизы нормативно-правовых актов.
Так п.1.2. гласит, что по результатам проведения юридической экспертизы нормативного правового акта Министерством юстиции, управлениями юстиции выносится заключение о соответствии либо несоответствии тем самым критериям, о которых шла речь выше.

Информация о таких нормативных правовых актах доводится Министерством юстиции, управлениями юстиции до Национального центра правовой информации в виде копии соответствующего заключения в трехдневный срок с даты его вынесения.

Кроме того, президент определил, какие нормативно-правовые акты не подлежат обязательной юридической экспертизе. К таким относятся локальные документы, действие которых ограничивается нормотворческим органом (его территориальными органами), подчиненными ему (входящими в его состав, систему) организациями, в том числе в случаях, когда территориальные органы, подчиненные (входящие в состав, систему) организации не определены непосредственно в тексте такого акта. Также на соответствие Конституции не будут оцениваться акты, распространяющие свое действие исключительно на работников нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций, в том числе в случаях, когда эти работники индивидуально не определены в тексте такого акта. Также освобождаются от проведения экспертизы документы, предусматривающие создание и (или) определяющие порядок деятельности структурных подразделений, комиссий и иных формирований нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций.

Правда, президент сделал оговорку, что освобождающиеся от проведения экспертизы акты не должны затрагивать прав, свобод и обязанностей иных граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц.

Источник: Ежедневник