12.11.2017

Последнее обновление:03:42:40 PM GMT

Вы тут: Всемирные новости Финансы и бизнес Чего ждут белорусские автодилеры

Чего ждут белорусские автодилеры

Минуло полтора месяца с тех пор, как в Беларуси исчезла валюта, а продажи новых автомобилей замерли. Ситуация продолжает усугубляться: автодилеры всерьез говорят о скором сворачивании бизнеса.

Сначала Беларусь ждала апреля, когда истекали 30-дневные лимиты на резервирование валюты. Потом мы ждали мая, когда должна была заработать допсессия на бирже. Теперь бизнес просто ждет у моря погоды – любой развязки кризиса, после которой установится равновесный, единый для всех курс рубля, а валюта появится в свободном доступе.

В ситуации, когда официальный курс является не чем иным, как фикцией, напоминающей о старых добрых временах, автомобильный бизнес перешел на полуподпольное существование. Дилеры ищут любые схемы, позволяющие легально покупать валюту и принимать ее у немногих платежеспособных клиентов. Компании не могут выполнять свои прямые функции – продавать новые машины и поддерживать гарантийным сервисом и запчастями те, которые были проданы ранее. Перебои с поставками запчастей начались еще месяц назад.

«Ежедневник» пообщался с крупнейшими автодилерами и констатирует, что общее настроение на рынке пессимистическое, на грани отчаяния. Кто-то более откровенен, кто-то отвечает кратко. А кто-то вовсе воздерживается от публичных комментариев, предпочитая сидеть и не отсвечивать, пока государство не придумало способ отобрать те крохи, которые остались.

Те, кто не рискует комментировать происходящее в открытую, с грустью рассказывают в телефонную трубку: продаж нет, единичные отпущенные автомобили оплачивают те, у кого есть «живая» валюта, – или россияне, или белорусские юрлица, забирающие давно заказанные автомобили. А считанные машины, которые ввозят сейчас сами дилеры (просто чтобы заполнять шоу-румы), для гипотетического покупателя будут пересчитаны из евро в рубли по курсу примерно 1 к 7000. А те немногие клиенты, кто мог бы себе позволить купить евро по такому курсу, заняты сейчас совсем другими проблемами, нежели покупкой нового автомобиля. Ведь автомобили не зубные щетки, где двукратное удорожание неприятно, но не смертельно. Малейшее колебание курсов здесь катастрофически влияет на конкурентоспособность товара. Бюджетная малолитражка ценой 10 тысяч долларов, которая еще вчера стоила тридцать миллионов рублей, сегодня стоит пятьдесят – кто это будет покупать?

Мы задали автомобильным импортерам несколько главных вопросов:
как отразился валютный кризис на вашем бизнесе (продажах автомобилей, запчастей, услуг СТО и т.д.) в мае и апреле? Упали ли продажи и насколько? Остается ли бизнес прибыльным при нынешнем уровне спроса? Какой курс доллара/евро позволит сохранить хотя бы минимальный уровень продаж? Готовы ли они к сохранению текущей ситуации на валютном рынке в ближайшие месяцы? Сколько еще может продержаться бизнес в таких условиях?

Алексей Кричмар, директор компании «Вуатюр де франс» (импортер Citroёn):
– Валютный кризис практически полностью остановил продажи новых автомобилей. О прибыльности бизнеса вовсе говорить не приходится. Вопрос стоит в покрытии убытков и продолжении существования на рынке.

Сергей Бабашков, директор «Хёндэ АвтоГрад» (импортер Hyundai):
– Валютный кризис сказался на нас так же, как и на всех, без сомнения, предприятиях республики. Уровень продаж, несмотря на это, сохранился на прежнем уровне благодаря организованной нами акции по продаже Hyundai H-1 с пересчетом цены по курсу НБ РБ. Касательно работы нашей СТО можно сказать, что выручка и прибыль выросли за счет повышения цен на запчасти. Однако ввиду дефицита валютных ресурсов вскоре мы, вероятно, не сможем выдерживать установленные законом сроки по гарантийному сервисному обслуживанию.

Автобизнес, как и прежде, остается прибыльным, но только в белорусских рублях – то есть из-за множественности валютных курсов говорить о прибыли пока сложно. Чтобы и впредь продолжать работать и получать прибыль, необходимо установление единого обменного курса рубля, хотя уровень продаж из-за курсовой разницы, безусловно, должен снизиться.

Что касается срока, который мы можем выдержать в условиях «валютного голода», то пока мы используем свои резервы для удовлетворения запроса покупателей. Но, как и любые резервы, они со временем истощаются. Параллельно мы ведем переговоры со своими поставщиками из Кореи, Европы и России. Но все они, в частности российский завод Hyundai Motor Manufacturing Rus, не готовы идти на поставку авто без оплаты, несмотря на единое таможенное пространство и прочие взаимоотношения братских стран. Без установления единого курса и появления в свободной продаже иностранной валюты бизнес сможет просуществовать столько, на сколько хватит собственных резервов у каждой компании.

Сергей Варивода, руководитель группы компаний «Интеллект» (импорт ГАЗ, УАЗ, Great Wall, Chery):
– Дефицит валюты лишь усугубил давнюю проблему доминирования серого рынка над легальным. Если «частник» может себе позволить (и позволяет) формирование цены и расчеты в СКВ, то дилеры вынуждены пересчитывать цены на импортные автомобили в рубли по реальному курсу межбанковского рынка. Скажем, по 5000 рублей за доллар. Наш же покупатель свои накопления в долларах может сдать в установленном законом порядке лишь в банк по курсу не более курса НБ РБ +2%. Вот эта курсовая разница и создает еще большее неравенство цен в различных сегментах рынка, снижает продажи дилеров. Очевидно, что бизнес по реализации импортных автомобилей и их обслуживанию, связанный с использованием импортных запчастей, очень чувствителен к курсу национальной валюты. Снижаются продажи, снижается объем услуг в натуральных показателях. Возможно, падение реального уровня доходов граждан и организаций приведет к смещению акцентов с покупки нового авто в пользу ремонта старого, но пока эти тенденции не проявились. Паника на рынке и всплеск продаж импортных товаров в первые дни кризиса не в счет.

По-моему, автомобильный бизнес в нашей стране был прибыльным в очень ограниченный период последних месяцев всеобщего благоденствия и надувания кредитного пузыря в экономике. Официальные дилеры по-прежнему ждут перераспределения рынка в свою пользу. Нынешний уровень спроса далек от желаемого. Ждем 2012 года. Никак не раньше.

Не только курс определяет спрос на автомобили. На мой взгляд, приемлемыми макроэкономическими параметрами для роста автомобильного рынка (граждане и организации) могли бы быть: курс 3000 рублей за доллар, реальная ставка кредитования 12–13%, реальная средняя заработная плата в бюджетной сфере 1,8–2,0 миллиона рублей, дефицит госбюджета 3% ВВП при нынешних темпах роста экономики. Пускай курс будет 5000 рублей за доллар. Но соответствующим образом должны быть изменены и иные индикативы. Только это невозможно. Точнее, возможно, но с тем же эффектом через непродолжительное время...

К сохранению текущей ситуации на валютном рынке мы не готовы. Все ждут перемен. В лучшую сторону. Но откуда им взяться? Нас ждет очередная эпоха глубокой рецессии рынка автомобилей. Похоже, теперь уже и бывших в употреблении. Рынок начнет оживать гораздо позднее, чем мы предполагали (продажи на Россию не в счет). Вряд ли девальвация по итогам этого года составит менее 30% (оптимистический вариант!). И пока не подрастет заработная плата, не достигнут своего пика и снова не упадут ставки по кредитам, не рассосутся запасы ввезенных б/у машин, ждать существенного подъема первичного рынка (хотя бы до уровня продаж 2008 года) не приходится.

Я вообще не понимаю, как наш бизнес еще держится. И это уже не бизнес, а социальная деятельность. Предлагаю у надгробия каждого почившего безвременно дилера класть Директиву №4. Ну а выжившим – памятник в бронзе, почет и уважение.


Елена Воронова, помощник генерального директора компании «Минск-Лада» (дилер Chevrolet, Lada):
– Почти на месяц продажи приостановились. С середины апреля начали совершаться некоторые сделки по продажам, но у большинства наших покупателей деньги в белорусских рублях, а коммерческий курс пересчета, по которому мы можем продавать, стал для них, мягко говоря, неожиданностью. Люди, у которых есть необходимая для приобретения автомобиля или запчастей сумма в валюте, имеют большой соблазн съездить в Литву и купить все с большей выгодой.

Остается ли бизнес прибыльным при нынешнем уровне спроса? Хороший вопрос. :) Наверное, да.
Курс доллара +25–30% к курсу НБ РБ еще позволит рассчитывать на приемлемый уровень продаж. Как мне кажется, население уже морально готово к такому изменению стоимости иностранной валюты.

Сколько еще может работать бизнес в таких условиях? Если ты не можешь изменить ситуацию, то измени свое отношение к ней. Бизнес способен продержаться в таких условиях достаточно долго: даже если не будет продаж автомобилей, сохранится продажа запасных частей и услуг СТО. Вопрос в том, какое количество человек останется работать и какую зарплату при этом они будут получать.

Источник