12.11.2017

Последнее обновление:03:42:40 PM GMT

Вы тут: Всемирные новости Финансы и бизнес Центробанк погнался за рублем

Центробанк погнался за рублем

На поддержку отечественной валюты потрачено больше миллиарда долларов. Что дальше?


Курс российской валюты на прошлой неделе валился, как снег из тучи на землю. Позиция Центробанка по этому вопросу известна: это не рубль слабеет, а доллар и евро укрепляются. Ну а то, что у нас форсированное падение курса началось в январе, так этот процесс просто запоздал, вот в Индии и Бразилии тамошние деньги тоже похудели, но намного раньше. И в этом, конечно, есть правда и логика. Но есть и другие правды и логики.

В финансово-экономическом блоке правительства зреет убеждение: ЦБ слишком резко дергает руль. Дело в том, что ЦБ пытается одновременно делать два дела. С одной стороны, убирать с рынка банки-прачечные. С другой - переходить к рыночному курсу рубля. Обе эти задачи правильные, но опасность в том, что их решают одновременно. Потому как сопряжены они с рисками. Риск одного мероприятия наложился на риск другого. Стали банки подвергать гонениям - снизилось доверие к банковской системе в целом. Точнее, к небольшим банкам, которых большинство. Как показывает статистика, россияне активно стали перекладывать свои сбережения в крупные госбанки.

Далее объявил ЦБ, что курс рубля на волю отпущен, - испытали шок игроки валютного рынка. То и другое ослабило рубль. В совокупности - сильно ослабило. Этого нельзя было допускать.

Как говорят высокие чиновники, пока не критикующие ЦБ открыто, тут тот редкий случай, когда роль личности в истории куда как важна. Предыдущий глава ЦБ Сергей Игнатьев отличался гипертрофированной осторожностью. Помню его манеру давать ответы на пресс-конференциях - звучали простые да или нет. Когда-то эта осторожность мешала, например, тогдашнее руководство до последнего верило «плохим» банкам, не посылало проверок вовремя, жулики выводили активы и оставляли контролерам вместо банка «оболочку грецкого ореха» - офис с голыми стенами. Но были от осмотрительности и польза, и стабильность. В противоположность Игнатьеву нынешний руководитель ЦБ Эльвира Набиуллина, как говорят люди, ее хорошо знающие, склонна к решительным действиям. Ну вот она эти действия и предпринимает.

Что делать теперь? В правительстве считают, что на ближайшее время стоит воздержаться от новых зачисток в банках. Более того, Центробанку советуют отойти от жестких решений вообще и действовать более гибко.

Взять задачу, простите за термин, таргетирования инфляции. То есть ЦБ теперь отвечает за то, чтобы инфляция была не выше 5% в нынешнем году. И ради этой цели готов на многое. В том числе смотреть сквозь пальцы на курсовые колебания, поскольку, как верят в ЦБ, курс рубля на инфляцию серьезного влияния не оказывает. Но, по мнению экспертов и ряда чиновников, ЦБ не стоит обещать, что инфляция будет такой-то, а потом до последнего бороться за эту цифру, жертвуя всем. Времена нынче сложные, решения требуются гибкие, к определенному значению инфляции идти можно, но класть на алтарь все остальное вряд ли имеет смысл.

В то же время надо четко понимать, что катастрофы на валютном рынке, да и в макро­экономике пока не происходит. Есть серьезные основания полагать, что даже со слабеющим рублем инфляция в 2014 году будет менее 5%. Это значит: для людей, которые не планируют покупки за рубежом и поездки туда, каких-то страшных потерь от ослабления рубля не будет. Почему? Во-первых, в этом году, как и в предыдущем, рост тарифов естественных монополий составит лишь 0,7% от уровня инфляции (раньше тарифы росли быстрее инфляции или синхронно с ней). Во-вторых, в 2013 году инфляция получилась не такой уж серьезной, 6,5%. Наконец, цены на непродовольственные товары в 2013 году даже несколько снижались, и это значит: если обуздать рост цен на продукты питания, дальше проще пойдет.

Источник